Олег КУЗНЕЦОВ, российский историк:
«Карабахская и чеченская войны были развязаны в интересах мировых
олигархических кругов»
Российский аналитик, кандидат исторических наук, автор книги «Правда о мифах карабахского конфликта» Олег КУЗНЕЦОВ хорошо известен в нашей стране. Не так давно он побывал в Баку, где в эксклюзивном интервью Vesti.az поделился своими соображениями об истоках карабахского конфликта и об информационной войне, ведущейся против Азербайджана.
— Олег Юрьевич, в последнее время мы являемся свидетелями всплеска российско-азербайджанских отношений. С чем вы это связываете?
— События последних нескольких недель в азербайджано-российских отношениях наглядно показывают, что политических разногласий между нашими странами объективно нет, экономических противоречий — тоже, есть процесс стабильного и взаимовыгодного развития отношений. А все муссируемые заявления о наличии противоречий есть не что иное, как идеологический инструмент глобальной макроэкономической борьбы за рынки источников сырья и энергоносителей или рынки сбыта продукции. Руководство наших стран прекрасно понимает это и стремится не допустить внешнего влияния на экономические отношения.
— 2014 год объявлен в России Годом культуры. Этот вопрос также стоял в повестке дня 11-го заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Милли меджлиса Азербайджана. Как вы расцениваете отношения наших стран в этой сфере?
— Я всегда говорил и повторю еще раз, что отношения между Россией и Азербайджаном в гуманитарной сфере даже в годы охлаждения политических или торгово-экономических отношений всегда были на самом высоком уровне. Сегодня Азербайджан имеет все возможности и ресурсы, в том числе инфраструктурные, чтобы участвовать самостоятельно в реализации программ и мероприятий Года культуры в России, чем он выгодно отличается от своих соседей по Южному Кавказу — Армении и Грузии. А поэтому Баку без особого напряжения сил в будущем году может реально показать, кто именно является стратегическим партнером России в регионе, причем не только в торгово-экономической, но и в социокультурной сфере.
— Раз уж речь зашла о взаимосвязи культуры и внешней политики, то как вы относитесь к факту награждения российского журналиста и телеведущего Владимира Соловьева, известного своими провокационными высказываниями в адрес Азербайджана, армянским орденом ?
— Ответ на вопрос «почему?» лежит на поверхности: журналист и телеведущий Владимир Соловьев в силу своей религиозной или национальной принадлежности не может вести пропаганду против армян. Как человек публичный он публично показал, что голос крови при определении симпатий человека к той или иной стороне нагорно-карабахского конфликта именно в России имеет определяющее значение.
Если все цивилизованное человечество считает юридически значимым и доказанным факт оккупации армянами азербайджанских земель, что находит свое отражение в текстах нескольких резолюций Совета Безопасности ООН, то часть российского общества этот факт как бы не признает, называя армян «освободителями исторической родины». Карабахский вопрос для публичных людей России является своего рода лакмусовой бумажкой на предмет их личной принадлежности к индоевропейским или семитским народам, и именно в этой плоскости, на мой взгляд, лежит ответ на вопрос, почему Серж Саргсян наградил Владимира Соловьева орденом Чести РА.
— За что вы получили свою первую азербайджанскую награду?
— На днях из рук посла Азербайджана в России Полада Бюльбюльоглу я получил диплом лауреата международного конкурса на лучшее публицистическое произведение о жизни и политической деятельности Гeйдaра Aлиeва, организатором которого выступил Совет по господдержке НПО при президенте Азербайджана. Всего три участника конкурса от России получили эти дипломы. Лично я свой диплом получил за эссе «Гeйдaр Aлиeв. Человек-эпоха», в котором постарался изложить своей видение этой масштабной исторической личности с близкой мне политико-правовой и историко-правовой точки зрения, естественно, гражданина России. Когда я писал это эссе, то думал не столько о личности Гeйдaра Aлиeва, сколько о том наследии, которое он оставил потомкам. И когда я перечитал его еще раз, то наконец-то понял ту главную мысль, которую хотел выразить и донести, в первую очередь, до азербайджанского читателя. Я, наверное, первым в России открыто написал о том, что нагорно-карабахская 1988-1994 гг. и чеченская 1993-1996 гг. войны имеют много общих черт. Карабахскую войну против азербайджанцев начали отнюдь не советские армяне, а чеченскую войну против России — чеченцы. Главной ударной силой в этих войнах были иностранные военные наемники из стран Ближнего Востока, руководимые выходцами из США или Великобритании. Пресловутые «батальоны» «Арабо» и «Арамо» поначалу состояли не из карабахских или ереванских армян, а из выходцев из Сирии, Ливана, Иордании, Йемена, чья боевая подготовка была осуществлена в лагерях Народного фронта освобождения Палестины на деньги ближневосточных нефтяных шейхов. Саудиты, йеменцы, иорданцы составляли костяк «армии Ичкерии». Обе войны преследовали только одну цель — получить доступ к разработке бакинской, грозненской и малгобекской нефти для транснациональных нефтегазовых корпораций, а армянам, чеченцам или ингушам в этой глобальной геополитической игре была отведена роль пушечного мяса, на крови шейхи могли бы получить доступ к углеводородам Северного Кавказа и Прикаспия. Поэтому ответственность за развязывание карабахской войны несет отнюдь не Россия, как это пытаются внушить гражданам Азербайджана, а те силы, в том числе и в руководстве СССР горбачевской эпохи, которые развалили Советский Союз и натравили армян на азербайджанцев, а чеченцев на русских. Обе войны были развязаны в интересах мировых олигархических кругов, Гeйдaр Aлиeв прекрасно понимал это, отчего был вынужден пойти на заключение так называемого «Контракта века», чтобы тем самым разрушить единый антиазербайджанский фронт транснациональных нефтедобывающих корпораций и стравить их между собой в конкурентной борьбе. А поскольку Азербайджан сегодня существует как суверенное и динамично развивающееся государство, хотя 20 лет назад был погружен в хаос и разруху, стоял на грани уничтожения, то этот факт наглядно доказывает, что этот план Гeйдaра Aлиeва сработал.
— Что вы думаете о недавнем визите министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу в Ереван?
— Визит Ахмета Давутоглу в Ереван, не будь идеологического противостояния армян и турок, которое длится уже, как минимум, век, было бы заурядным и даже рутинным мероприятием, на которое бы мировые СМИ не обратили внимания. Ереванская встреча министров иностранных дел стран ОЧЭС не должна была решать никаких кардинальных вопросов деятельности этой организации, предписанных ее же уставом. В условиях затяжного мирового экономического кризиса и перманентной политической нестабильности в Украине говорить о продолжении сооружения транспортных колец вокруг Черного моря или получения доступа к ним третьих стран почти что бессмысленно. Реакция на визит Ахмета Давутоглу в Ереван для меня опять же является предсказуемой и закономерной. Нет ничего удивительного в том, что в Ереване его встретила антитурецкая демонстрация, ничего другого от народа, которому на протяжении пяти-шести поколений целенаправленно внушали все и вся, что «турок — твой враг, убей его», ожидать не приходится. Особенно прискорбно, что выкрикивать антитурецкие лозунги собралась молодежь, которая не имеет ни жизненного опыта, ни правдивой информации. Парадокс, но стоит молодым армянам уехать на пару лет из Еревана и увидеть другой мир, назад почему-то мало кто возвращается. Также нет ничего удивительного в том, что армянские силы безопасности должны были умерить патриотический пыл своих сограждан. Если бы они этого не сделали, то в случае любого эксцесса в отношении турецкого министра иностранных дел Армения могла бы оказаться в глухой дипломатической изоляции. Скорее всего, никакого конструктива не последует, несмотря на все посылы, которые турецкие власти делали через СМИ насчет открытия границ и прочего. Иными словами, встреча Ахмета Давутоглу и Эдварда Налбандяна — совершенно пустая формально
Азербайджанские известия.- 2013.- 19
декабря.- С.1.