Ариф РАГИМЗАДЕ, председатель комитета Милли меджлиса по региональным вопросам: «Позитивных перемен должно стать больше»

 

Муниципалитеты — одна из важных структур гражданского общества, призванная активно способствовать развитию процесса демократизации. О том, что сделано за почти полтора десятка лет существования органов местного самоуправления в нашей стране и какие проблемы предстоит решить для их дальнейшего совершенствования, — в беседе председателя комитета Милли меджлиса по региональным вопросам Арифа РАГИМЗАДЕ с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ.

 

 

— Как вы верно заметили на недавнем заседании Межпарламентской ассамблеи СНГ в Баку, процесс совершенствования избирательного законодательства бесконечен. И муниципальное законодательство в этом смысле не исключение. Что сделано в этом направлении за последние годы?

— Любое демократическое государство или то, которое претендует на то, чтобы стать им, должно иметь соответствующее законодательство, отвечающее общепринятым нормам в этой сфере. Что касается муниципального законодательства, то весь комплекс необходимых в этой сфере законов уже принят. Безусловно, он не остается неизменным, поскольку вносятся поправки и дополнения в те или иные связанные с ним правовые нормы. За почти полтора десятка лет, прошедших со времени проведения первых выборов в органы местного самоуправления, наша страна прошла большой путь, сделано многое в законодательной сфере, подвижки произошли и в деятельности самих муниципалитетов, особенно в области информационно-коммуникационного обеспечения. Позитивные перемены стали особенно заметны после укрупнения органов местного самоуправления. У нас ведь как было раньше? Достаточно было трех человек, чтобы создать муниципалитет. Отсюда и возникла ситуация: появилось почти три тысячи муниципалитетов, среди которых значительная часть мелких, не имеющих возможности полноценно работать из-за отсутствия средств и профессиональных кадров. В результате укрупнения их осталось 1716, что значительно изменило ситуацию в этой сфере, позволило этим органам стать мощнее, активнее, работоспособнее. Вторым фактором, повлиявшим на позитивные изменения в их работе, стало создание ассоциаций муниципалитетов, которые полностью себя оправдали. У каждого из этих органов свои проблемы, но одно дело, когда их решения приходится добиваться самостоятельно, и совсем другое — когда это делает ассоциация — коллегиальный орган, представляющий общие интересы. Ассоциации проводят также большую работу по организации муниципалитетов, продвижению новых идей и многое другое.

О положительной динамике в деятельности органов местного самоуправления можно судить и по статистическим данным. Приведу только два показателя.

Скажем, в 2004 году члены муниципалитетов с высшим образованием составляли 34%, а руководители — 41%, а в 2009 году — 64,8% и 84,3% соответственно. Число женщин среди членов органов местного самоуправления после выборов 2004 года равнялось 4%, а уже через пять лет — 26,5%, а среди руководителей они составляли 2% и 17,7% соответственно. Думается, что после очередных выборов в следующем году эти показатели станут еще выше.

— Однако не секрет, что муниципалитеты еще, к сожалению, не стали органами, пользующимися большим уважением и авторитетом у населения. В чем, на ваш взгляд, причина?

— Безусловно, несмотря на определенные достижения, в этой области остается ряд проблем, ожидающих своего решения, которые позволят вывести деятельность муниципалитетов на качественно новый уровень. Мне видятся два направления, по которым это может произойти. Первое — совершенствование законодательства и второе — совершенствование самих органов местного самоуправления. Относительно законодательства мы уже говорили. Все необходимые законы у нас есть, остается вопрос их совершенствования. Безусловно, эта работа продолжается и будет продолжаться дальше. Мы направили в Венецианскую комиссию Совета Европы на экспертное заключение законопроект, касающийся отчетности муниципалитетов перед Милли меджлисом.

— Но ведь каждый год на заседании парламента слушается отчет о работе органов местного самоуправления?

— Это другое. Это доклад Министерства юстиции об административном контроле за деятельностью муниципалитетов. Там идет речь о правонарушениях, которые допускают в своей работе органы местного самоуправления. А отчет, о котором идет речь в проекте нового закона, позволит муниципалитетам проинформировать парламент о своей работе, проблемах, которые требуют законодательного решения, и многом другом.

Именно такие моменты я имею в виду, когда говорю о совершенствовании деятельности самих муниципалитетов. Ведь в связи с тем, что не все их вопросы решены, их авторитет у населения не растет, если не сказать, падает. С чем это связано? В первую очередь с недостатком финансирования. На нужды муниципалитетов из госбюджета ежегодно выделяется примерно 40 млн манатов, которые они должны заработать сами за счет сбора четырех видов налогов. Дотации из этих же 40 млн составляют примерно 5,5 млн манатов. На производство одного кинофильма, говорили при принятии госбюджета, выделяется примерно 5 млн. А тут — на 1716 муниципалитетов. Представляете, сколько получает один муниципалитет? Что можно сделать, чтобы повысить их доходы? Расширить их полномочия. Согласно принятому недавно Жилищному кодексу, многие вопросы должны решать муниципалитеты и общественность. Скажем, такой пример. В Баку, можно сказать, вся жилищная собственность приватизирована. Ее обслуживанием занимаются ЖЭУ. А ведь этим могут заниматься и органы местного самоуправления, если докажут свою состоятельность в этом вопросе.

— Можно, наверное, реализовать какой-то пилотный проект и посмотреть, что из этого получится?

— Сейчас мы начинаем такой эксперимент в Сумгайыте, где Ассоциацию городских муниципалитетов возглавляет опытный руководитель, человек, работавший на ответственных постах, доктор наук. Посмотрим, что получится. Возможно, опыт окажется удачным и достойным распространения. При этом необходимо архивы ЖЭУ (списки жильцов, оплату услуг, которую они производили, и т.п.) передать муниципалитетам. Эти органы могли бы взять на себя и другие функции своих предшественников, вывоз мусора, скажем. В городах есть специальные компании, осуществляющие эту работу, но в селах, где их нет, есть такая проблема. Или другая услуга, связанная с ритуальными объектами: состояние кладбищ — очистка от мусора, озеленение, сохранность. Конечно, во всем этом должна активно участвовать общественность — граждане, живущие на территории данного муниципалитета. Они вместе с органом местного самоуправления должны участвовать в работе — выбирать тех, кто будет реализовывать тот или иной проект, осуществлять контроль за работой выборного органа. Есть еще одна идея в развитии этого направления. Экспертное сообщество считает, что председателей муниципалитетов надо избирать прямым голосованием, т.е. это должны делать граждане. Так, он будет подотчетен тем, кто его выбирал, и тем, кто его может «прокатить» на следующих выборах. Уменьшится сменяемость руководителей, что, безусловно, пойдет на пользу делу. Есть и другие предложения, вносимые нашим комитетом, но, к сожалению, они не всегда проходят.

— Следующий год — год муниципальных выборов. Что нового, на ваш взгляд, он должен привнести в деятельность органов местного самоуправления?

— Прошедшие в октябре президентские выборы показали, и это подтвердили зарубежные наблюдатели, высокий профессионализм работников окружных и избирательных комиссий, возросшую активность избирателей. Несмотря на то, что до муниципальных выборов еще целый год, уже начаты тренинги с членами избирательных комиссий всех уровней. На днях я выступал на таких курсах в Академии госуправления при президенте Азербайджана. В работе с муниципалитетами нам помогают и неправительственные организации, которые анализируют их деятельность, изучают проблемы, пропагандируют зарубежный опыт в этой сфере. К примеру, Альянс НПО во имя развития муниципалитетов подготовил серьезное исследование в рамках проекта «Организация в Азербайджане муниципалитетов и усиление их институциональных возможностей». Есть НПО, которые помогают решать органам местного самоуправления их конкретную проблему, скажем, обеспечение питьевой водой 20 сел района, как НПО «Аран» в Барде, которое вместе с партнерами из «Оксфам-Азербайджан» занимается этим. Думается, в новом году сотрудничество с представителями гражданского общества следует расширить, поскольку, помимо реализации конкретного проекта, они могут быть полезными и в повышении активности граждан.

Но есть проблема, о которой мы периодически заявляем на заседании Милли меджлиса во время доклада Минюста. Речь идет о повышении статуса госоргана, который работает с муниципалитетами. Скажем, в России — это Министерство регионального развития, есть страны, где эти обязанности возложены на МВД, а у нас такой структуры нет. Есть Центр Минюста по работе с муниципалитетами, который, как известно, осуществляет административный контроль за их работой, т.е. следит за тем, чтобы не было правонарушений с их стороны. Но когда их права нарушаются, отстаивать их некому. Да, министерство, как в РФ, нам не нужно — не те масштабы. Но вот повышение статуса органов местного самоуправления, скажем, за счет появления должности замминистра юстиции по региональным вопросам, могло бы принести много пользы.

 

Элеонора Абаскулиева

Азербайджанские известия.- 2013.- 27 декабря.- С.- 1,2