Мугам под старинными сводами 

 

Первый в Азербайджане этнографический музей-ресторан открылся в здании старинной бакинской бани

«Ширваншах» — первый в Азербайджане этнографический музей-ресторан — разместился в одном из старых кварталов Баку, в отреставрированном помещении бани XIX века. Здесь собраны антикварные произведения искусства — ковры, посуда, музыкальные и ремесленные инструменты, сундуки, подсвечники и многое другое, что могло бы составить у современного человека полное представление о быте бакинских горожан начала прошлого векатаринное помещение кропотливо восстанавливали практически «с нуля». Его залы превратились в залы музея-ресторана, а на плоской крыше с изящными куполами устроена летняя терраса. Внутренняя фактура стен — естественная каменная кладка здания. Восстановленные купола затянуты изнутри драпировками из органзы и расписаны неоновыми красками под звездное небо.

Музей-ресторан разделен на несколько помещений. Самое крупное из них  — «Зал мугама», под сводами которого оборудована сцена. Убранство зала выдержано в репрезентативном стиле: роскошная мебель, антикварное серебро и хрусталь, а также высокие канделябры на столах, старинное пианино в углу, высокие лавровые деревья в кадках…

Стены этого и других залов музея-ресторана украшены произведениями азербайджанских художников разных эпох. И это не репродукции, а оригиналы. Особое место уделено творчеству мастеров-карикатуристов журнала «Молла Насреддин». Работы Азима Азимзаде, Оскара Шмерлинга и Иосифа Роттера придают особый колорит интерьерам, призванным погрузить посетителей в мир дореволюционного Баку. А еще здесь можно увидеть полотна Саттара Бахлулзаде, Микаила Абдуллаева, Огтая Садыхзаде, Таги Тагиева, Уджала Хагвердиева, Гаюра Юнуса и других мэтров нашей живописи. А также графику таких известных мастеров, неоднократно обращавшихся к истории и культуре Азербайджана, как Расим Бабаев, Алтай Гаджиев, Ариф Гусейнов, Байрам Гаджизаде, Орхан Гусейнов и др. Другой тонкий штрих к портрету старого Баку — многочисленные антикварные семейные фотографии бакинцев, которыми украшены все помещения.

Еще один довольно большой зал получил название «Кальянная», где создана и соответствующая обстановка — диваны, столики, интимный полумрак от старинных ламп с фарфоровыми колпаками. Зал поменьше — «Трактиръ»: тут интерьер нарочито более простой, стилизованный под чайхану XIX века. Помимо стола, для гостей приготовлен сундук-тахта с подушками-мутаками. Подобраны и обширная коллекция старинных сковородок и дуршлагов, великолепные по красоте и тонкости работы ажурные графины и образцы разнообразных меленок — для кофе, пряностей и т.п.

Зал под названием «Комната Муртуза бека» бережно восстанавливает быт зажиточного бакинца. Это столовая с огромным камином — как и все предметы в этом музее, он настоящий, действующий. Его украшают каминные часы с фарфоровым основанием. Охотничьи трофеи и коллекция пистолетов соседствуют с богатой коллекцией серебряных женских украшений, размещенных на стенах на фоне килимов, за стеклянными витринами. Учитывая ресторанную специфику помещения, витрины с помощью специальных креплений сделаны практически невидимыми, благодаря чему у посетителей возникает ощущение интимности, домашнего уюта. В углу, прямо за огромным буфетом, притаились на столике ярко сияющий начищенной трубой граммофон и старомодный рычажный телефон. Рядом — коллекция подзорных труб и биноклей: Муртуза бек выставил напоказ все свои сокровища…

А по соседству с богатым беком на бакинской улице живет бедняк-портной. Небольшой зал рядом с «Комнатой Муртуза бека» так и назван — «Комната портного». Вместо ковров — килимы, сундуки украшены высокими горками матрасов — «богатая» постель всегда была предметом гордости простого люда. На стенах седла и попоны, хурджины, скромные часы с боем… Особой достопримечательностью зала является впечатляющая коллекция паровых утюгов на углях. Они выстроились на полке в ряд — от самого огромного утюга размеров чуть ли не с чайник до крохотного утюжка, предназначенного для разглаживания воротничков.

А все эти помещения соединяет… улица (под нее стилизован коридор музея-ресторана). Да-да, это самая настоящая бакинская улица позапрошлого века, с медными табличками-указателями и вывесками. И на ней столько всего интересного! На этой «мини-улице», буквально нашпигованной антиквариатом, можно увидеть бакалейную лавку с настоящими продуктами и ряд «уголков» с манекенами. Один «уголок» изображает ткачиху за станком, другой — фотографа на рабочем месте, третий — чаепитие богатых женщин в роскошных одеждах.

Впечатляет окно с занавесями, за которым, в мягком свете лампы, скрывается красавица в чадре. На стене рядом с этим «уголком» красуется сатирическая гравюра из «Моллы Насреддина» — мальчик с птичьей клеткой в руках, глядя на окно, в которое выглядывает женщина, говорит: «А ведь эта клетка побольше моей будет!».

Рейлинги для бокалов под крышей бара прикрывает старинный подзор, выполненный в технике «гурама» (лоскутной вышивки). Не забыта и баня, ставшая основой для этого удивительного заведения, — банная вывеска красуется над дверью-нишей, в которой выставлен, как в витрине, банный сундучок.

По «улице» снуют туда-сюда люди в национальной одежде — это официанты. Можно заметить, что подносы у них — не нынешние маленькие, а огромные, настоящего старинного размаха. Посуда, в которой разносят снедь, — тоже по большей части из прошлых времен: керамическая и медная. А все блюда в меню — национальные, приготовленные по сложнейшим старинным рецептам.

В меню «Ширваншаха» представлены такие бренды национальной кулинарии, как суп-пити, хингал, гутабы, долма, джыз-быз, кебаб, кюфта, хаш и, конечно, различные виды плова. Привлекают внимание фирменные элементы меню: салат, второе блюдо из куриного мяса, второе блюдо из осетрины и кебаб — все они носят название «Ширваншах». Здесь можно заказать и национальные сладости — пахлаву, шякярбуру, бадамбуру, мутекке. Приятным сюрпризом станет для посетителей ассортимент кальянов — на яблоках, грейпфруте, ананасе и т.д. — с добавлением элементов коктейлей.

Одним словом, «Ширваншах» — это и в самом деле новое заведение уникального профиля.

Наиля БАННАЕВА

Азербайджанские известия.- 2013.- 2 февраля.-С.3