Ирада КАСУМОВА, зав. отделом музея истории «Ичеришэхэр»:
«Есть чему поучиться у коллег из Смитсоновского
института»
Музей истории Государственного историко-архитектурного заповедника «Ичеришэхэр» и Национальный музей естественной истории Смитсоновского института связывает тесное сотрудничество. В прошлом апреле его сотрудники провели в Баку тренинг для азербайджанских коллег. Летом вашингтонский музей посетила зав. отделом музея истории «Ичеришэхэр» Ирада Касумова. И вот теперь в Азербайджан вновь прибыл директор программы «История культуры Азии» доктор Пол Тейлор. Об этом и многом другом — в беседе Ирады КАСУМОВОЙ с корреспондентом «Азербайджанских известий» Тамарой ЯРАЛОВОЙ.
— Для начала несколько слов о Смитсоновском институте.
— Смитсоновский институт (The Smithsonian Institution) — одно из старейших государственных научно-исследовательских и культурных учреждений США. Крупнейший в мире музейный и научный комплекс включает в себя 19 музеев и галерей, в том числе Национальную галерею искусств, а также исследовательские центры, астрофизическую обсерваторию, Национальный зоологический парк, Международный научный центр им. Вудро Вильсона, систему научных библиотек, научно-популярный журнал «Смитсониэн» (Smithsonian), издательство, систему передвижных выставок, образовательные учреждения и многое другое. Иными словами, это действительно очень крупный исследовательски-просветительский центр, где проводится огромная работа по изучению и пропаганде исторического наследия. И нам, конечно, есть чему у них поучиться.
— Вы имеете в виду тренинги?
— Не только, хотя и они очень важны. Первый тренинг, который состоялся в апреле прошлого года, был чрезвычайно полезен. Мы узнали много нового, ведь таких совершенных технологий, как в Соединенных Штатах, нет даже в Европе. Нашим гостям тоже было очень интересно. Они посетили Дворец Ширваншахов, посмотрели экспозиции нумизматики и Музея миниатюрной книги, надолго задержались в Ханагяхе — так завлекла всех тайна надгробных плит и, конечно же, поднялись на Девичью башню. Тогда же, в апреле, я договорилась о встрече с доктором Полом Тейлором, директором программы «История культуры Азии», куратором этнологии Среднего Востока, Европы и Азии. Дело в том, что мой сын с семьей живет в Вашингтоне, и я каждый год езжу повидать их. Так и состоялась моя встреча с американскими коллегами.
National Museum of Natural History находится в центре Вашингтона, совсем недалеко от Белого дома. Это старое монолитное здание. Старое, но не старинное. Вообще, конечно, стариной и историей, такой многовековой, как у нас в Азербайджане, Америка похвастаться не может. Безусловно, Кафедральный собор, Библиотека Конгресса и, естественно, сам Капитолий — это архитектурные памятники. Но не более того... Но вы бы видели, с каким благоговением и трепетом они всё это хранят и ценят. Причем не только специалисты и профессионалы, а обычные граждане.
— Что произвело на вас наибольшее впечатление?
— В этом музее я была много раз и хорошо его знаю, поэтому когда координатор проекта исследователь Джаред Колер спросил, что я хотела бы посмотреть в первую очередь, то ответила, что меня больше интересует их «кухня»: фонды, архивы, лаборатории и библиотека. Сейчас здание музея частично ремонтируется, то есть все залы для посетителей функционируют, а вот рабочая половина переделывается под новые технологии. Поэтому, как сказал Пол Тейлор, показать мне офисы во всей, как говорится, красе они не смогут. Но и то, что я увидела, не могло не поразить. Иметь фонды в два миллиона экспонатов — согласитесь, уже впечатляет. А как все это хранится? В буквальном смысле слова сдуваются пылинки. Гигантских размеров трубы пылесосов работают, не останавливаясь ни на минуту. Все упаковано в железные контейнеры, которые герметично закрыты и стоят в строгом порядке бесконечными рядами стеллажей. Естественно, поддерживается нужная температура, соблюдается определенная влажность и ведется педантичный учет. К слову, контейнеры стоят на рельсах, поэтому с их передвижением никаких проблем нет. Полки в контейнерах-шкафах тоже выдвигаются, одним словом, все делается для удобства работников.
Не могу не сказать о компьютеризации музея. Открытие своих многочисленных сайтов, внесение всех экспонатов с паспортами и фотографиями в компьютер уже давно считается вчерашним днем у американцев. И как же это удобно и облегчает работу, когда можно зайти в Интернет и получить любую интересующую тебя информацию.
Очень понравилась библиотека музея. Она — огромная, ведь собирают книги со дня основания. Кроме самих сотрудников доступ в библиотеку имеют и волонтеры. Их в музеях за границей большое количество, иногда даже больше, чем штатных работников, причем разного возраста — от мала до велика. Это — особые люди, энтузиасты своего дела, которые не из скуки занимаются волонтерством, а на самом деле хотят помочь, причем со всей ответственностью. Хочется надеяться, что настанет тот день, когда и в наших музеях мы встретим таких энтузиастов.
Особый интерес у меня вызвала лаборатория с аппаратом сканирования. Антрополог доктор Бруно Фрохлих рассказал и показал удивительные вещи. Например, маленький железный гроб, которому уже 140 лет. Не вскрывая ящика, скан дает возможность увидеть, что внутри, причем послойно в деталях. И перед нашим взором внутри гроба предстал скелет 8-месячного ребенка очень хорошей сохранности. Сверху на ящике была металлическая пластинка с его именем и фамилией. Сотрудники музея хотят отыскать потомков этого рода и передать находку им, если только те пожелают. Во всяком случае без их на то согласия гроб не вскрывается. Доктор Бруно Фрохлих показал мне различные черепа людей и части скелета динозавра. В химических лабораториях, благодаря высоким технологиям, ученые могут определить по состоянию костей, каким болезням был подвержен данный экспонат и даже от чего он умер. Много еще чего удивительного и необычного я увидела и узнала в тот день — всего не описать.
— Какова цель нынешнего визита доктора Пола Тейлора?
— Он так полюбил Баку, что не упускает ни малейшего шанса посетить наш город. Сейчас он приехал вместе с директором египетской национальной библиотеки «Искендерия» Исмаилом Сирагельдином, приглашенным в связи с предстоящим празднованием юбилея Низами Гянджеви. Но доктор Тейлор заранее мне пообещал, что обязательно зайдет и в наш музей. Нам есть что обсудить.
Тамара Яралова
Азербайджанские известия.- 2013.- 28
февраля.- С.1;3