Бахрам ХАЛИЛОВ, глава Комиссии по делам госслужбы при
президенте Азербайджана: «Отсутствие рекламаций — свидетельство того, что мы
объективно выявляем потенциал кандидатов»
6 июня Комиссия по делам госслужбы при президенте Азербайджана приступает к первому этапу очередного конкурса по приему на работу в государственные органы страны. В тестовых экзаменах, которые будут проводиться дважды в день, одновременно смогут участвовать 240 человек. Об особенностях нынешней кампании и дальнейших планах корреспонденту «Азербайджанских известий» Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ рассказал глава Комиссии по делам госслужбы при президенте Азербайджана Бахрам ХАЛИЛОВ.
— На конкурс, объявленный комиссией 16 апреля нынешнего года, по информации, распространенной вашим ведомством, на одну вакантную должность в госорганах подано сто с лишним заявлений. Это тенденция или случайность?
— Это и то, и другое, если иметь в виду, в какие ведомства обнаруживается столь большой наплыв желающих работать. В первую очередь речь идет об Госагентстве по оказанию услуг гражданам и социальным инновациям при президенте Азербайджана, в которое на четыре свободные вакансии подано 431 заявление. Такой интерес к «ASAN хидмят» мне представляется вполне обоснованным: новое госагентство успело заслужить добрую славу у граждан, к тому же оно оснащено современной техникой, которую так любит молодежь. Пусть не столь острый, но тоже достаточно напряженный конкурс и по другим госструктурам. Среди них — министерства образования, связи и информационных технологий, Госкомитет по работе с диаспорой и др. Всего в трех конкурсах, объявленных в апреле и мае нынешнего года, представлено более тысячи вакансий в ста с лишним государственных учреждениях. Это центральные органы исполнительной власти, региональные структуры, департаменты и агентства центральной исполнительной власти.
— Сейчас, когда закончился прием документов, у вас, наверное, уже есть и окончательные цифры?
— Пять с половиной тысяч кандидатов. В среднем на одно место получается 5-6 человек. И, должен сказать, интерес к госслужбе неуклонно растет.
— Это при том, что доля частного сектора в ВВП страны составляет сегодня 81,7%...
— Даже несмотря на это. Объясню, почему.
Во-первых, с каждым годом растет количество вакантных мест, предоставляемых государственными органами, что связано с укреплением и расширением их сотрудничества с нашей комиссией, ростом доверия к ее работе, наличием заманчивых предложений для соискателей, особенно молодых. Во-вторых, дополнительными плюсами в пользу госслужбы можно считать прозрачность предоставляемой нами информации о будущей работе — о возможностях карьерного роста, которые видны из публикуемой нами структуры ведомств, об обязанностях, которые предстоит выполнять претенденту на вакантное место, и о многом другом. И, наконец, в-третьих, привлекательность государственного сектора заключается в стабильности, которую гарантирует госслужба, возможностях карьерного роста, хорошем пенсионном обеспечении. Помимо того, здесь существуют также доплаты за стаж, за квалификационное звание, которые мы предлагаем повысить, ежегодная премия в размере трехкратной месячной зарплаты, оплаченные учебные отпуска. Расширяется и круг государственных организаций, выставляющих свои вакансии для участия в конкурсе. Скажем, сравнительно недавно в наших списках появились суды первой инстанции, вызвавшие большой интерес претендентов. Публикуя, таким образом, всю необходимую информацию, мы создаем условия для правильного выбора, а решение, естественно, каждый принимает сам.
— Сколько всего человек получили работу благодаря комиссии за годы ее существования?
— Хочу сразу подчеркнуть: мы не даем работу, мы проводим конкурсы по имеющимся вакансиям. И именно благодаря этим конкурсам на работу в госорганы за почти десять лет со времени создания комиссии пришли три тысячи человек, 80% которых — молодые, и это, на мой взгляд, важно для нашей страны с ее высоким молодежным статусом.
— А что происходит в ситуации, когда на одну вакансию проходит несколько кандидатов?
— Должность получает один из них, а остальные оказываются в так называемом кадровом резерве, база данных которого сохраняется и у нас, и у каждого госоргана. При первой же освободившейся вакансии ее получает один из соискателей. Комиссия тоже не остается в стороне: мы стараемся подыскать данному кандидату работу по специальности в других организациях. Прошедшие все конкурсные испытания соответствуют определенной должности, поэтому в соответствии с законом они должны быть трудоустроены. Работа с кадровым резервом ведется постоянно, и по каждой кандидатуре составляется аннотация, которую мы направляем в госорганы. В течение десяти дней после завершения конкурса госслужбы информируют нас о назначении тех, кто его прошел.
— А о дальнейшем росте своих кандидатов вы имеете информацию?
— Сейчас мы завершаем работу над программой реестра госслужащих, в котором будет отражено все о каждом, в том числе и карьерный рост. Она уже прошла апробацию в ряде госорганов, каждый из которых и все сотрудники будут иметь к ней доступ. Это не просто база данных, а фактор управления кадрами.
— Что, на ваш взгляд, сегодня можно считать главной задачей комиссии?
— Качество. Мы делаем и должны еще в большей степени делать все для того, чтобы государственные органы получали соответствующие этой ответственной работе кадры. Было время, когда тестовой экзамен проходили 10-15 человек. А после собеседования ни одна из кандидатур не оказывалась соответствующей должности. О том, что ситуацию удалось переломить, свидетельствует то, что годичный испытательный срок после приема на госслужбу, за редким исключением, выдерживают все. У каждого вновь поступившего имеется куратор, который направляет новичка, помогает ему, ведет, так сказать, мониторинг его работы на новом рабочем месте, а потом представляет заключение. Отсутствие «рекламаций» говорит о том, что комиссия на всех этапах отбора правильно выявляет потенциал кандидатов. Но этого, безусловно, недостаточно для повышения качества. В соответствии с Госпрограммой по борьбе с коррупцией при комиссии создается Центр обучения, в котором будут повышать квалификацию молодые госслужащие. На современном этапе, когда появляются новые технологии, когда нормативно-правовые документы постоянно обновляются, каждый из них должен постоянно работать над повышением своего уровня. И мы в этом ему оказываем помощь. Сейчас это тренинги, занятия на курсах, а после открытия центра работа приобретет более масштабный характер.
Элеоноре АБАСКУЛИЕВОЙ
Азербайджанские известия.- 2013.- 4
июня.- С.1