Раймонда ХЫДЫРЗАДЕ, член Союза художников Азербайджана: «Честно говоря, трудно отделить профессию от увлечения» 

 

Фитодизайнер Раймонда Хыдырзаде, безусловно, успешный человек. Член международной ассоциации «Союз дизайнеров» и Союза художников Азербайджана, лауреат международных выставок в Лондоне, Риме, Москве, она к тому же создала и возглавляет одну из лучших в Баку дизайн-студию Raymond Art Design Studio. О жизни и творчестве Раймонды ХЫДЫРЗАДЕ — в ее беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ.

 — Когда мы с вами говорили в последний раз, вы собирались за границу. Это была деловая поездка?

— Года два назад мне в руки попал каталог французской фирмы «Джулиан Септанил», которая, как выяснилось, занимается городским оформительством. Меня буквально поразили увиденные там работы, захотелось установить с ней контакты. Я послала в «Джулиан Септанил» свои работы и написала, что если им интересно внести восточную изюминку в создаваемый фирмой стиль, то я готова помочь. Мое предложение вызвало интерес. И я отправилась в Париж. Господин Септанил заявил о том, что у нас может получиться достаточно крепкий союз. Он готов со мной сотрудничать и в Баку, и в Париже.

А потом я совершила поездку в Голландию, где у меня давнишние партнерские связи. Во-первых, со времени создания своей фирмы я езжу туда для переговоров с фирмами — поставщиками цветов для различных проектов, которые мы здесь осуществляем. И, во-вторых, а может быть, во-первых, Амстердам, как известно, — родина фестивалей тюльпанов, всемирно известных праздников цветов, и их я с удовольствием посещаю. Но на этот раз была очередная деловая поездка.

— Ваши работы на праздниках цветов, посвященных дню рождения общенационального лидера Гeйдaра Aлиeва, не могут не восхищать. С чего началось ваше участие в этом грандиозном проекте?

— Я обратилась в исполнительную власть столицы с просьбой выделить мне небольшой участок на бульваре с тем, чтобы я могла показать, что могу. По завершении выставки комиссия, состоящая из художников, отметила оригинальность моей работы и наградила почетной грамотой. И с 2008 по 2010 год я была автором проекта и фитодизайнером праздников цветов, посвященных общенациональному лидеру. И зрители, и специалисты хорошо принимали мою работу, особенным успехом пользовались композиции на празднике цветов в честь 85-летия Гeйдaра Aлиeва, который проводился в парке перед Дворцом им. Г.Aлиeва.

— А как становятся флористами, ландшафтными дизайнерами? Что заканчивают?

— Мехмат БГУ (смеется) с красным дипломом. А потом еще аспирантуру. И становятся кандидатом физико-математических наук.

— Как же вас так угораздило? Складывалась успешная научная карьера, и вдруг — цветы, искусство…

— Все просто и сложно одновременно. В нашей семье и дед, и отец, и дяди были с математическим образованием. А я была «классическая» отличница — училась ровно по всем предметам, и родители не хотели, чтобы я отвлекалась на что-то другое. Даже на музыку, которую я очень любила. Поэтому даже инструмента в доме не было. Правда, играть на фортепьяно все же научилась, но, что называется, для себя. Увлекалась и моделированием одежды, делала украшения, возилась с цветами. А потом я все-таки поняла, что без искусства не могу. И занялась флористикой, открыв семь лет назад фирму Raymond Art Design Studio.

— Не страшно было начинать с нуля?

— Безусловно, нелегко. Но самое главное — у меня были огромное желание и уверенность в себе. Они-то меня и поддерживали. Я не обижаюсь на родителей, даже благодарна им за то, что отправили меня учиться в БГУ. В ландшафтном дизайне, как ни странно, нужны математические знания, чтобы построить конструкцию, определить пропорции, увидеть, как будут выглядеть цветы, обрамленные в ту или иную геометрическую форму.

— А как же вдохновение?

— Вдохновение — это на первом этапе, когда возникает идея, когда ее набрасываешь на экране монитора. А потом расчет. Так что противоречий между «гармонией и алгеброй» нет.

— Вы часто участвуете в международных выставках конкурсах?

— Практически каждый год. Это большая школа и возможность показать, на что ты способна. Несколько выставок в Италии, в Лондоне, в Москве, в Турции, и каждый раз — это какой-то этап, позволяющий сделать шаг вперед, как правило, отмеченный наградой. В прошлом году в ноябре в Москве состоялись две интересные международные выставки. Одна называлась «Грани большого города» и проводилась под эгидой международной ассоциации «Союз дизайнеров» два года подряд. Я участвовала в ней оба раза. В первый год стала лауреатом, а во второй — получила бронзовую медаль. В том же ноябре проводилась выставка в рамках проекта «Поминовение: композиции из цветов», где я представила работу, посвященную трагическим событиям 20 января, — «Плачущие свечи». Тысячи белых и красных гвоздик в виде свечей, с которых будто стекает кровь. За эту композицию я получила первое место и золотую медаль. Работы всех двенадцати участников выставки в качестве авторских коллекций экспонировались в Большом выставочном салоне Московской художественной академии, где каждый из нас провел мастер-класс. Посетителей было много. И это характерно не только для Москвы, но и для любого города, где проходят такие выставки-конкурсы.

— У вас есть любимые работы?

— Есть, конечно. Две. Одна — композиция, которую я осуществила в рамках турецкого проекта «ЭКСПО-2016 «Чичек фуары» («Праздник цветов»), которому они дали старт в 2010 году. Они меня пригласили для оформительских работ, но я попросила разрешения реализовать идею, которую мне очень хотелось выполнить, — «Карабахский ковер». Я ее считаю одной из лучших своих композиций. В ней использованы орнаменты старинных азербайджанских ковров. Я вообще люблю национальные мотивы. Кстати, у меня есть еще одна работа, которая хоть и была трудна в исполнении, однако дорога мне. Это композиция, посвященная азербайджанским народным инструментам — тару, сазу, гавалу (бубну).

Бывают на конкурсах такие задания, когда просто интересно суметь их выполнить. У меня есть лауреатский диплом, которым я дорожу не меньше, чем первым или вторым местом. В Москве несколько лет назад проводился конкурс с заданием выразить дух работ итальянского модельера одежды (к сожалению, не помню его фамилию) с помощью цветов. А этот модельер оказался большим любителем мехов — у него даже летние наряды были отделаны мехом, представляете? Так что задача оказалась нелегкой, но я все-таки с ней справилась. Использовала белый и сиреневый цвета, характерные для творчества модельера, а вместо меха — бархатцы и другие цветы, имеющие соответствующую текстуру.

— Раньше у вас хобби был дизайн, а сейчас?

— Музыка, конечно. Поэтому моя мечта — получить музыкальное образование. Честно говоря, трудно отделить профессию от увлечения. Я люблю совершенство во всем. Поэтому постоянно езжу на тренинги в разные страны, участвую в мастер-классах, которые дают известные фитодизайнеры, особенно итальянские — Марио, Северино, посещаю курсы в Милане, Сан-Ремо, Чезне. Есть в Италии старинный ма-а-аленький город Серманенто, всего 600 жителей, расположенный высоко в горах. Такое впечатление, что туда перенесли наш Ичери шэхэр. Мне довелось там побывать на курсах, которые вел известный художник-мозаичист Александро. Такие поездки — и хобби, и работа.

— А что у вас в планах?

— Есть одна идея, которая не связана с моей работой, но которую очень хочу осуществить. Речь идет о моем деде Микаиле Хыдырзаде. Он был первым азербайджанским выпускником математического факультета МГУ, затем деканом мехмата АГУ и немало сделал для привлечения талантливой азербайджанской молодежи в эту важную сферу науки. Когда началась Великая Отечественная война, он, имея бронь, ушел добровольцем на фронт и в 1944 году в 32 года погиб под Витебском. Когда я училась в БГУ, где получили образование мой отец и дяди, я часто думала о том, как важно, чтобы память о нем была запечатлена в вузе, которому он отдал лучшие годы жизни. Пока мне удалось только организовать проведение его столетнего юбилея на родине, в Гядабейском районе. А если говорить о творческих планах, то их, к счастью, много. У меня есть две задумки, которые, на мой взгляд, могли бы быть весьма интересными, но по-разному. Моя мечта — создать на Абшероне, вблизи аэропорта, ландшафтно-рекреационный комплекс «Азербайджан». В центре парка разбить цветочную карту, отражающие уникальность страны, разнообразие ее климатических поясов, красоты нашей природы. Мозаичные панно из цветов и декоративных кустарников представят горы и реки, родники, озера и степи — все, чем богат Азербайджан. Это будет прекрасно смотреться из иллюминатора самолета, подлетающего к Баку. Ландшафтный парк может также стать центром развлечений для детей и взрослых: тут могут быть этнографические музеи, зоосад с животными в естественной среде. Словом, многое, что привлечет туристов. И вторая идея — проведение биеннале дизайна в Баку. В первом стамбульском биеннале приняли участие 300 дизайнеров и архитекторов из полусотни без малого стран. Думается, что реализация аналогичного проекта у нас вызвала бы не меньший интерес в мире. 

Элеонорой Абаскулиева

Азербайджанские известия.- 2013.- 8 марта.- С.1