Ролан КОБИА, посол Евросоюза в Азербайджане:

Социальные проекты ЕС достигают главной цели — помогают самым уязвимым слоям общества

 

Представители ряда средств массовой информации Азербайджана взяли интервью у главы делегации Евросоюза в нашей стране Ролана КОБИА по итогам его визита в западные регионы страны — Гянджу, Барду и Геранбой, где ЕС финансирует ряд социальных проектов и планирует расширять сферы своего участия в региональном развитии. Предлагаем вниманию читателей это интервью.

— Как бы вы оценили нынешний уровень сотрудничества между Евросоюзом и Азербайджаном?

— За последние несколько лет отношения ЕС и Азербайджана достигли значительного развития, как в расширении сфер нашего сотрудничества, так и по глубине нашей кооперации. Нас объединяет очень широкая повестка дня — это политические вопросы, экономика, энергетика, культура, социальный сектор. Мы стремимся продолжать и углублять нашу совместную работу, еще больше развивая наше сотрудничество. Я бы назвал отношения ЕС с Азербайджаном прогрессивными. Для продвижения вперед необходима политическая воля. Со стороны ЕС она, несомненно, присутствует, и мы надеемся, что политическая воля и далее развивать наши отношения существует и с азербайджанской стороны.

— Каково ваше впечатление о результатах проектов, которые вы увидели во время своего визита в западные регионы Азербайджана?

— То, что я увидел за дни поездки по западным регионам страны, — это то, что проекты, которые финансирует Евросоюз, достигли своей цели, они действительно помогают многим людям. Такая помощь крайне важна для наименее защищенных слоев общества — людей с проблемами здоровья, ограниченными физическими или умственными возможностями, людей, которые были вынуждены покинуть свои родные места. Именно такую цель ставит для себя Евросоюз. Я считаю, что для этих людей нужно делать намного больше. Эта поддержка, конечно, исходит не только со стороны Евросоюза, но и в немалой степени от азербайджанского правительства и других доноров.

— Что вы можете сказать по поводу социально-экономических различий между столицей Азербайджана и регионами, в частности западными регионами, которые вы только что посетили?

— Между Баку и регионами, безусловно, очень большая разница, но это нормально. Такие различия характерны для большинства стран мира. В большинстве случаев ВВП страны, в основном, складывается за счет столицы. Одной из целей моего визита за пределы Баку является именно содействие развитию регионов за счет различных экономических инициатив. Более того, региональное развитие в Азербайджане — это одна из приоритетных сфер, на которой ЕС хочет сконцентрировать свои усилия в ближайшие годы, и в настоящее время этот вопрос находится на стадии обсуждения с азербайджанским правительством.

— Как вы заметили, улучшение условий жизни беженцев и вынужденных переселенцев в Азербайджане является одним из основных направлений усилий не только правительства, но и ЕС. В настоящее время, помимо вопросов инфраструктуры, большую проблему представляет собой трудоустройство этих людей. Планирует ли ЕС какие-либо проекты в этом направлении?

— ЕС не раз заявлял, что готов помочь в реконструкции ныне оккупированных регионов Азербайджана после того, как будет достигнуто итоговое мирное соглашение. До тех пор, пока мирное соглашение не достигнуто, мы реализуем ряд инициатив по улучшению условий жизни беженцев и вынужденных переселенцев. Примером может служить проект в Геранбое, где ЕС профинансировал строительство парников в районе компактного проживания вынужденных переселенцев, что дало им возможность обеспечивать себя фруктами и овощами и даже реализовывать некоторую часть выращиваемых культур. Это маленький проект по своим масштабам, но множество небольших проектов в итоге могут дать большой результат.

— Как Евросоюз оценивает предвыборную ситуацию в Азербайджане?

— В любой стране год президентских выборов особенный. В европейских странах каждые предстоящие выборы также провоцируют множество эмоций и различных обсуждений. Я считаю такую ситуацию вполне нормальной, так как это показывает интерес граждан к будущему своей страны. В отношении предстоящих президентских выборов в Азербайджане Евросоюз ожидает, что они пройдут максимально открыто, траспарентно и свободно. Мы считаем, что, используя все возможности, Азербайджан должен удостовериться в готовности к тому, чтобы в стране прошли свободные выборы. ЕС поддерживает ряд проектов, связанных с выборами, в том числе касательно повышения политической активности и осведомленности в обществе. Мы также готовы содействовать мониторингу за выборами, если этого пожелает азербайджанская сторона.

— ЕС не раз заявлял, что рассматривает Азербайджан в качестве стратегического партнера в энергетической сфере. Можно ли в этом контексте ожидать новых совместных энергетических проектов?

— Евросоюз постоянно разрабатывает новые проекты, поддерживая развитие не только сферы традиционной энергетики. Серьезная поддержка оказывается в рамках проектов по возобновляемым источникам энергии. Азербайджану очень повезло в том, что страна не зависит лишь от углеводородных ресурсов — нефти и газа. У вас большие возможности диверсификации экономики за счет развития энергии солнца, ветра, воды и других возобновляемых источников. Серьезная работа ведется делегацией ЕС с Министерством энергетики Азербайджана, с Госагентством по возобновляемым источникам энергии, а также со всеми другими структурами, которые участвуют в развитии нашего сотрудничества в этой сфере.

 — В последнее время со стороны внешнеполитической службы Евросоюза не слышно заявлений в поддержку проекта Южного газового коридора. С чем это может быть связано?

— Каждый раз, когда представители Евросоюза на высоком уровне приезжают в Азербайджан, они отмечают значимость энергетических маршрутов из Каспийского региона. Во время своего визита в Баку в ноябре 2011 года глава дипломатической службы ЕС Кэтрин Эштон также отмечала важность энергетического сотрудничества с Азербайджаном. Так как я выступаю в качестве представителя внешнеполитической службы ЕС в Азербайджане, все, что говорю я, является выражением общей позиции офиса Эштон. Таким образом, о частоте заявлений в поддержку проекта Южного газового коридора можно судить по частоте моих заявлений на эту тему. Напомню, что энергетические вопросы находятся в ведении команды еврокомиссара Гюнтера Оттингера, который также часто затрагивает тему сотрудничества с Азербайджаном. Евросоюз по-прежнему полностью поддерживает Южный газовый коридор, с нетерпением ожидая решений по проектам, которые должны быть приняты в июне и в октябре.

— Последний отчет британской энергетической компании BP прогнозирует спад потребления газа в Европе в ближайшие 20 лет, тогда как официальный Брюссель говорит о тенденции увеличения спроса. Как вы это объясните?

— Я уважаю исследование BP, но это всего лишь мнение одной частной компании. Таких мнений может быть множество. Мы верим в необходимость Южного газового коридора, основываясь на данных исследований самого Евросоюза и Международного энергетического агентства, которые говорят о том, что спрос на газ в Европе в ближайшие годы вырастет. Доказательством такому утверждению могут послужить многочисленные факторы, среди которых снижение местного производства и спад ядерной промышленности в Европе. 

Азербайджанские известия.- 2013.-1 мая.- С.1