Кризис эффективности
Деятельность ОБСЕ в последнее время не критикует разве что ленивый. И для этого есть все основания, особенно у нашей страны, страдающей от карабахского конфликта, урегулированием которого занимается Минская группа ОБСЕ. Это недовольство организацией разделяют и власти, и граждане страны.
Свидетельство тому — выступление на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова, который вновь говорил о необходимости укрепления ОБСЕ, призвав шире использовать действующий процесс Хельсинки +40. Особое внимание он уделил карабахскому конфликту, доведя до руководства организации пожелание нашей страны «оживить» формат Минской группы ОБСЕ, придав переговорам большую предметность.ОБСЕ действительно нуждается в реформировании, аналитики отмечают явную ее недееспособность в качестве системы коллективной безопасности. Она может с помощью своих механизмов урегулирования кризисов и вопреки воле какой-нибудь страны расследовать ее действия, ставящие под угрозу мир, или нарушение устава ОБСЕ на ее территории. Но проблема в том, что любую конкретную меру легко заблокировать, поскольку решение принимается на основе консенсуса всех ее 54 членов, включая заинтересованное государство, что практически нереально. (В отличие от ООН, где требуется лишь согласие пяти постоянных и большинства остальных членов Совета Безопасности). Мамедъяров призвал страны — члены организации к более широкому обсуждению затяжных конфликтов на пространстве ОБСЕ, включая нагорно-карабахский конфликт. «Азербайджан считает, что потенциал по разрешению армяно-азербайджанского конфликта не исчерпан», — подчеркнул он. Глава внешнеполитического ведомства вновь заявил о намерении страны пересмотреть статус офиса ОБСЕ в Баку. Как известно, такого рода предложения звучали и раньше. Побывавший недавно с визитом в Баку специальный представитель ПА ОБСЕ Жоао Суареш выразил недовольство идеей понизить статус офиса ОБСЕ в Баку. Между тем политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов не видит в таком намерении ничего из ряда вон выходящего: «Статус офиса ОБСЕ в разных государствах имеет различный формат, и каждое из них вправе само определять, каким ему быть. К тому же ОБСЕ, отличающаяся отсутствием конкретных правил и норм, в одних странах имеет одного представителя, а в других — офис из десятка сотрудников. Нет критериев, нет определенных форм». Он считает, что наличие офиса в Баку никоим образом не влияет на урегулирование карабахского конфликта, что является самой важной задачей организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ в этом вопросе заняла выжидательную позицию, а спецредставитель действующего председателя организации не предпринимает никаких шагов, кроме проведения мониторинга. «Так что дело не в статусе, — считает Садыхов,— а в конкретной работе».
Об этом же говорил на заседании в Вене и глава нашего МИД, подчеркнув, что Азербайджан, оставаясь верным своим обязательствам перед ОБСЕ, намерен пригласить мониторинговую группу наблюдать за предстоящими президентскими выборами в стране, а работа офиса может состоять в координации проектов.
Элеонора АБАСКУЛИЕВА
Азербайджанские известия.- 2013.- 16
мая.- С.1