Счастливая судьба музыканта
Творческий вечер и юбилейный концерт стали лучшим подарком
к 80-летию композитора Мусы Мирзоева
Природа щедро наделила Мусу Мирзоева музыкальным даром, а его учителя Узеир бек Гаджибеков, Кара Караев, Джовдет Гаджиев и другие наши выдающиеся композиторы сделали все, чтобы этот дар расцвел, стал делом жизни и получил признание в обществе. В феврале нынешнего года распоряжением президента Азербайджана Ильхама Алиева он награжден орденом «Шараф». Его большие заслуги в развитии национальной культуры отмечались и прежде: в 2003 году он был удостоен ордена «Шохрат», а в 2005-м ему присвоено почетное звание народного артиста Азербайджана.
Гюльнара АЛЕКПЕРОВА
Муса учился в обычной музыкальной семилетке, когда начал писать музыку. В 14 лет он поступил в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, где педагоги неизменно отмечали самобытность его сочинений. И вполне закономерно, что после окончания училища одаренный юноша не просто был принят на композиторское отделение Азгосконсерватории — его в свой класс отобрал сам Кара Караев, который не просто ценил способности своих учеников — его уроки композиции в классе всегда были еще и окном в большой мир, способом расширения кругозора, формирующим личность. Скромный по натуре, не шумный человек, Муса Мирзоев жил и живет в мире звуков, с помощью которых может выразить и гамму личных чувств, и вселенские проблемы. А отсюда и востребованность его произведений — на обширных просторах бывшего Союза они исполнялись на десятках концертов, проходивших в разных городах. Южный Кавказ и далекая Сибирь, Урал и столичные Ленинград и Москва — сочинения композитора в исполнении прославленных оркестров звучали в переполненных залах и активно записывались в лучших студиях, в том числе и в «Золотом фонде» Всесоюзного радио.
Публика и профессионалы высоко ценили мелодичные, проникнутые национальными мотивами и философскими раздумьями произведения нашего соотечественника, наполнявшие сердца атмосферой доброты, ароматом родной природы, богатством самых светлых чувств и самобытно интерпретируемых жизненных впечатлений.
Творчество Мусы Мирзоева высоко ценили не только его учителя и простые слушатели, но и многие композиторы старшего поколения — такие, как Андрей Петров, Андрей Эшпай, Фикрет Амиров, Афрасияб Бадалбейли, но особые узы дружбы связывали его с выдающимися мастерами — Георгием Свиридовым и татарским коллегой Рустемом Яхиным. Интересно, что Яхин посвятил азербайджанскому композитору замечательный «Вальс-экспромт», который Муса муаллим — виртуозный пианист — часто и с большим чувством исполняет.
В его арсенале множество произведений для симфонического и струнного оркестров, инструментальные концерты, камерные произведения, оратории, кантаты. Тонко чувствуя природу каждого инструмента, Муса Мирзоев мастерски воссоздает многообразную, наполненную национальным колоритом палитру описываемых впечатлений, пробуждая в исполнителях и слушателях самые возвышенные чувства. Кстати, именно Муса Мирзоев с увлечением дописал оставшийся незавершенным балет Фикрета Амирова «Низами», доставила удовольствие работа по инструментовке написанного в конце 30-х годов Афрасиябом Бадалбейли первого национального балета «Гыз галасы», несколько обогатив его тематический материал современным симфоническим дыханием.
Муса Мирзоев много и увлеченно пишет для своего любимого фортепиано, подчас вдохновенно исполняя собственные виртуозные миниатюры, среди которых особенно дорога его сердцу популярнейшая «Соната-каприччио».
Рассказывая о том, как рождались замыслы тех или иных сочинений, Муса муаллим подчеркивает, что никогда спонтанно не берется за осуществление возникшей музыкальной идеи — тщательно выбирая форму нового опуса, он старается представить его место в репертуаре исполнителей. К примеру, весомым вкладом в педагогическую литературе для учащихся средних классов местных музыкальных школ стал «Юношеский альбом» из 12 разнохарактерных, достаточно трудных для исполнения пьес на азербайджанские темы. Вошедшие в него миниатюры оказались настолько удачными, что альбом пять раз (!) переиздавался в Москве благодаря огромному спросу на него во всех республиках бывшего Союза.
Вообще с популяризацией его сочинений Мусе Мирзоеву повезло несказанно: щедро тиражировавшиеся московским «Музгизом», они активно исполнялись многими музыкантами и оркестрами. И это тоже в определенной степени послужило тому, что композитор стал одним из популярных авторов, чья музыка — мелодичная, красивая, ясная, по-восточному необычная и одновременно очень современная звучала и звучит в концертных залах многих городов. И именно об этом — о том, с каким успехом проходят за рубежом концерты прославленных азербайджанских музыкантов, в числе которых и Муса Мирзоев, рассказала на его творческом вечере в Государственном музее музыкальной культуры председатель Союза композиторов Азербайджана профессор Франгиз Ализаде. С интересом узнали собравшиеся — коллеги, представители дипломатических миссий и прессы, ученики малоизвестные факты о жизни и творчестве юбиляра из рассказа автора монографии «Муса Мирзоев» профессора БМА, доктора искусствоведения Шахлы Гасановой. Было немало и других приветствий и поздравлений.Но организаторы вечера в музее поначалу столкнулись с немалыми трудностями в главном — что показать из обширного собрания сочинений композитора. Проблему, к счастью, решил сам юбиляр — он всегда сам выбирает программу для своих выступлений.Виртуозное «Романтическое трио для скрипки, виолончели и фортепиано» Мусы Мирзоева исполнили Лауреат международного конкурса, магистрантка Бакинской музыкальной академии Умида Аббасова (скрипка), Саида Тагизаде (фортепиано) и Алексей Милтых (виолончель). Две части из посвященного в свое время выдающемуся композитору Георгию Свиридову вокального опуса «Персидские мотивы» на слова Сергея Есенина спела заслуженная артистка Азербайджана, солистка Азербайджанского театра оперы и балета Гюльназ Исмайлова.
Сложнейшие «Интермеццо-пиццикато», «Адажио» и «Вальс-скерцо» талантливая скрипачка Умида Аббасова сыграла в сопровождении автора — композитора Мирзоева, да и сам он, виртуозно владеющий секретами фортепианной игры, сыграл много произведений из давно уже ставших популярными и активно издающихся по сей день его нотных альбомов.
А несколькими днями позже, 15 ноября, в Азербайджанской государственной филармонии состоялся концерт в честь юбиляра. Государственный симфонический оркестр под управлением дирижера Фахраддина Керимова исполнил самые знаковые в его творческой биографии произведения. В первом отделении оркестр исполнил «Лирическую поэму «По прочтении Саади», «Поэму-ноктюрн для трубы с оркестром», «Романтический вальс-поэму для струнного оркестра и арфы» и «Симфонию для скрипки с оркестром». Второе отделение включило в себя симфонию «Сиде», написанную сыном композитора Ильясом Мирзоевым. И в самом конце вечера прозвучало виртуозное оркестровое произведение «Азербайджанский танец» — достойное завершение для праздничного концерта.До недавнего времени Муса Мирзоев считал себя счастливым человеком, которому есть за что благодарить судьбу и музу, неизменно одаривающую его своими щедротами. Но летом, после того, как ушла из жизни супруга — известный журналист Светлана Мирзоева, с которой прожили рука об руку более полувека, ощутил горесть одиночества, наступление болезней, на которые прежде не обращал внимания. И все же он и сегодня сохраняет жизненную и творческую активность, преподает в Бакинской музыкальной академии такие специальные дисциплины, без изучения которых не может состояться музыкант, — инструментовка.
Гюльнара АЛЕКПЕРОВА
Азербайджанские известия.- 2013.- 20
ноября.- С.-3