И на суше, и на море 

Совместные исследования азербайджанских и немецких геологов дают положительный результат

Немецкая компания Rheinisch-Westfalisches Elektrizitatswerk (RWE) и Институт геологии Национальной академии наук Азербайджана объявили о положительных итогах совместных исследований углеводородных перспектив в южной части Абшеронского полуострова и в переходной зоне «суша-море» в районе Гобустана.

Как сообщил «Азербайджанским известиям» руководитель пресс-службы НАНА Саид Гусейнов, первичные данные стартовавшего в ноябре прошлого года исследования были представлены специалистами института в офисе компании RWE Dea в Гамбурге и Океанографическом научно-исследовательском центре GEOMAR в Киле (городе на балтийском побережье). Предварительные результаты полевых исследований и пробного бурения скважин подтвердили перспективность добычи нефти и газа в переходной зоне «суша-море». Однако, по словам вице-президента и заместителя директора Института геологии НАНА Ибрагима Гулиева, исследования должны быть продолжены. «В частности, — заявил он, — не удалось полностью обследовать зону до глубины моря в 20-30 метров, поэтому Институт геологии и провел переговоры о возможности привлечения опыта центра Geomar, специалисты которого известны своими проектами на платформе Mittelplate в Северном море — крупнейшем месторождении нефти в Германии.

Совместить экологию и экономику

Месторождение Mittelplate настолько уникально, что в 2009 году ЮНЕСКО включило его в список природных объектов всемирного наследия, тем самым приравнивая его по статусу к американскому Гранд-Каньону, австралийскому Большому барьерному рифу и танзанийскому заповеднику Серенгети.

Специалисты неоднократно высказывали удивление, что немецкие власти и общественность вообще согласились на сооружение нефтяной платформы в заповедной зоне. Однако то была просто иная эпоха: Западная Европа под впечатлением первого (1973 год) и второго (1979-1980) мировых нефтяных кризисов начала активно осваивать недра Северного моря, а Германия все еще находилась под впечатлением тяжелейшей со времен второй мировой войны рецессии 1981-1982 годов, вызванной, главным образом, резким ростом цен на импортируемые энергоносители.

Против эксплуатации месторождения, в принципе, были экологи, хотя и отмечали высокую экобезопасность проекта. А всевозможные строгие ограничения привели к тому, что Mittelplate стала своего рода полигоном для отработки сложных технологий. По словам главного менеджера Geomar Кристиана Буша, рассказавшего об особой конструкции платформы, они сумели совместить здесь экологию и экономику. «Зарабатывая деньги, — заверил он, — мы не мешаем природе и еще ни разу не пролили в море ни капли нефти».

Косвенным подтверждением этих слов является своеобразное отношение к Mittelplate экологических организаций. Его можно свести к формуле «ни мира, ни войны». Так, для Всемирного фонда дикой природы (WWF) неприемлем сам факт добычи нефти в Ваттовом море (североморская акватория), где располагается это месторождение. Но даже радикальная NABU (германская экологическая организация) признает в своих публикациях, что на платформе внедрены «относительно высокие стандарты безопасности». В свою очередь эксперт Greenpeace, морской биолог Кристиан Буссау, побывав на платформе, заявил: «У меня такое ощущение, что здесь действительно добились того, что окружающая среда никак не загрязняется». Стоя на платформе, он указал журналистам на птичий остров в нескольких десятках метрах от нее и на домик дежурного орнитолога: «Если он заметит, что у нас что-то не так, он тут же забьет тревогу».

Обо всем этом, а также о других своих научных изысканиях и проектах азербайджанским коллегам рассказали специалисты Geomar Варнер Брукман, Марьон Йеген и Мартин Вэйнелт. Они же организовали для азербайджанских ученых экскурсию на Mittelplate.

Не исчерпать ресурсы

Еще несколько десятилетий назад эксперты всего мира всерьез прогнозировали, что коммерчески привлекательные запасы и ресурсы углеводородов будут исчерпаны. Что же происходит сейчас? По данным Международного энергетического агентства, добыча нефти в мире постоянно сокращается. В последнее десятилетие в мире было добыто в два с лишним раза углеводородов больше, чем содержится на вновь открытых месторождениях. Да и такие открытия случаются все реже, а их ресурсы — все более мелкими. В последнее десятилетие самые крупные месторождения были выявлены в Иране, России, Азербайджане и Бразилии.

По мнению ряда экспертов, энергетический кризис может наступить гораздо раньше, чем закончатся промышленно значимые запасы нефти. Для того, чтобы мировая экономика пошатнулась, достаточно лишь более или менее длительного дефицита углеводородного сырья, в первую очередь нефти, либо ограничение доступа к нему. Если ее цена превысит некоторый пороговый уровень, последствия могут быть самыми печальными. Эти факторы показывают необходимость серьезного контроля за добычей и потреблением углеводородов.

Что касается перспектив развития нефтедобычи в мире, то на этот счет, по словам Ибрагимова, существуют две точки зрения. Первая — пессимистическая состоит в том, что пик мировой добычи уже пройден и больше половины мировой нефти уже извлечено. Вторая — оптимистическая: мировая нефтедобыча достигнет своего пика не раньше, чем через несколько десятилетий. Только в Арктике на шельфе содержится не менее 25% мировых неразведанных ресурсов углеводородов. В стадии пока опытного исследования — ресурсы углеводородов в газогидратах, плотных коллекторах, пластовых водах и на других нетрадиционных объектах.

Что касается нашей страны, то Азербайджану энергетический кризис не грозил никогда, и тем более нет опасности, что он настигнет нас в ближайшем будущем. Как рассказал «Азербайджанским известиям» Ибрагим Гулиев, нам посчастливилось унаследовать огромные ресурсы углеводородов, открытых или разведанных еще во времена СССР. Заключение «Контракта века», последующие масштабные проекты обеспечили сейчас пиковую добычу нефти и газа. Страна стала играть заметную роль в энергетике не только региона, но и снабжении углеводородов Европы.

Новые технологии, грамотный менеджмент

Еще долгое время, по словам Ибрагимова, несмотря на падение добычи на основных месторождениях, Азербайджан будет обеспечивать собственные потребности и экспортировать значительные объемы углеводородов на рынок. Вся проблема — в грамотном менеджменте, новых технологиях и инвестициях. Первоочередная задача для устойчивого функционирования энергетики страны — обеспечение стабильного прироста запасов и ресурсов углеводородов.

Однако, несмотря на их почти двукратный прирост в Азербайджане, за последнее десятилетие эта проблема остается актуальной. «Основной причиной, тормозящей открытие новых месторождений, — пояснил Ибрагимов, — сегодня является то, что в науку и геологоразведочный процесс не вкладываются необходимые инвестиции и масштабные поисково-разведочные работы практически не затронуты современными технологиями. Мы исследовали сотни проявлений углеводородов в Азербайджане, — говорит он, — изучили компонентный и изотопный состав газов и нефти и пришли к выводу, что скорости их современной генерации и миграции в Южно-Каспийском бассейне достаточны для восполнения запасов на месторождениях при условии их цивилизованного отбора. Уже несколько лет ученые Азербайджана совместно с коллегами из Германии изучают эти процессы на геологических объектах Южно-Каспийского бассейна».

В ближайшие годы, отмечает ученый, перспективы прироста запасов нефти для частичной компенсации объема добычи по стране, в случае вложения необходимых средств и современных технологий, по-прежнему будут связываться с отложениями продуктивной толщи, за счет которой в обозримом будущем может быть обеспечен основной объем прироста запасов углеводородов. 

Галия AЛИEВА

Азербайджанские известия.- 2013.- 11 сентября.- С.2