Торжество музыки и любви 

 

Премьера самой известной оперы Доницетти стала  настоящим украшением Гаджибековского фестиваля

Настоящий лучезарный оперный праздник в программе традиционного Гаджибековского фестиваля преподнес Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета, представив одну из самых красивых и известных опер Гаэтано Доницетти «Любовный напиток».

Самая популярная опера Г.Доницетти может похвастаться прекрасной литературной фабулой. Ее основой стало либретто признанного мастера литературной интриги — блистательного драматурга Эжена Скриба, которое и было переведено с французского на итальянский язык. Эта комичная опера про то, как крестьянин Неморино влюбляется в взбалмошную сельскую красавицу Адину и выкупает у проезжего шарлатана «эликсир любви», чтобы наверняка ее обольстить. Простодушный сюжет сплетается из столкновения многочисленных неожиданностей — приход отряда солдат во главе с представительным сержантом Белькоре, который на время становится соперником незадачливого влюбленного, смерть богатого дядюшки. И как приличествует искрометной комедии, финал оперы приводит капризную красавицу и ее незадачливого воздыхателя к счастливой свадебной развязке.

Под стать сюжету сама постановка напоминала яркую праздничную упаковку, в которой внутреннее содержание ничуть не уступало ее красочной оболочке. Все очень динамично, легко, как и сама музыка гениального композитора — жизнеутверждающая, искренняя, полная юмора и в то же время удивительно пластичная, погружающая в стихию всепоглощающего бельканто. А главное то, что у всех исполнителей был кураж, который они без остатка отдали зрительному залу. На сцене были живые люди с живыми эмоциями. А обилие остроумных мизансцен, да и просто макро- и микродействий, просто завораживало. И в этом отношении нельзя не отметить весьма добротную работу уже знакомого по предыдущим бакинским постановкам известного украинского режиссера Николы Третьяка.

И все-таки в музыкальном театре первична музыкальная составляющая. И здесь она тоже была на высоте. Все солисты демонстрировали превосходный уровень мастерства и ничуть не пасовали перед вокальными трудностями, коими насытил свою оперу великий мастер бельканто Доницетти.

Из вокальных удач нужно особо отметить очаровательную Афаг Аббасову. С каждой постановкой заметен творческий рост вокалистки: ее мастерство укрепилось и такая нюансированная и архисложная по тесситуре партия Адины в целом далась молодой солистке без особых усилий.

Если бы в классических постановках существовал приз «зрительских симпатий», то без сомнения он достался бы нашим двум баритонам — Акраму Поладову (Дулькамар) и Антону Ферштандту (Белькоре). Лицедействовали они эмоционально и искренне, вызывая добрую улыбку на протяжении всего спектакля, а самое главное — свои сложные, насыщенные скороговорками партии выводили весьма старательно. Нельзя не отметить и артистизма Сабины Асадовой в партии лукавой Джаннетты.

И все же из великолепной пятерки героев наиболее успешной оказалась партия Неморино в исполнении Азера Рза-заде. Поистине блестящая актерская и вокальная работа молодого исполнителя! В роли наивного простака, опьяненного и дешевым вином, проданным ему под видом «эликсира любви», и любовью к Адине, смотрелся очень убедительно. В вокальном плане — простые и незатейливые душевные излияния Неморино настолько идеально подходят к голосу Азера Рза-заде, что и в тесситурном плане никаких проблем не наблюдается, что наиболее ярко проявилось во время исполнения «золотых нот» романса «Una furtiva lagrima» («Потаенная слеза»), по праву заслужив восторженные аплодисменты зрителей.

Нельзя не отметить, что хорошие тенора — это головная боль всех музыкальных театров мира. И появление на нашей отечественной сцене молодого, перспективного и внешне привлекательного молодого исполнителя, который по всем параметрам идеально подходит для амплуа героя-любовника, конечно, большая удача и для театра, и для слушателей.

Да и довольно непростые ансамбли и хоровые сцены показались крепкими, многократно отрепетированными (труд, и не легкий, хормейстера Севиль Гаджиевой). А за пластику сценического воплощения всех участников постановки отдельное спасибо нашему замечательному хореографу Медине Алиевой.

В целом спектакль безусловно удался. И долго непрекращающиеся овации зрительного зала на последнем поклоне тому подтверждение. По доброй традиции маэстро Джаваншир Джафаров в знак признания бросил в оркестровую яму букет, а Афаг Аббасова, слегка наклонившись, со сцены несколько минут подчеркнуто аплодировала оркестру. И вполне заслуженно.

Улькяр АЛИЕВА

Азербайджанские известия.- 2013.- 25 сентября.- С.3