Рамиз АБДУЛРАГИМОВ, доктор архитектуры, лауреат Государственной премии Азербайджана: «Моя мечта — спроектировать и построить комплекс «Центр тюркоязычных государств» 

 

Профессор кафедры архитектурных конструкций и реставрации памятников архитектуры АзАСУ, лауреат Государственной премии Азербайджана Рамиз Абдулрагимов уже не первый год успешно занимается исследованиями в такой не очень распространенной области науки, как архитектурная акустика, звукоизоляция, борьба с шумом и т.п. Об этом и многом другом — в беседе Рамиза АБДУЛРАГИМОВА с корреспондентом «Азербайджанских известий» Эльмирой АЛМАСОВОЙ.

— Кто сыграл главную роль в вашем выборе редкой, в общем-то, специальности — «архитектурная физика»?

— Мой дед Мир Самед был известным мастером-каменщиком и мечтал, чтобы сыновья продолжили династию. Однако его сын Гамид — мой отец стал педагогом физики, добровольно ушел на фронт и геройски погиб в конце 1943 года в боях за освобождение Киева. Мама была врачом. А я с детства увлекался рисованием, занимался в кружке изобразительного искусства и скульптуры в Доме пионеров. Эта увлеченность и привела на отделение архитектуры строительного факультета Азербайджанского политехнического института.

— Известно, что в те годы подготовкой будущих архитекторов занимались видные специалисты в этой области…

— Это действительно так. Назову только несколько имен — Микаил Усейнов, Энвер Касумзаде, Гасанага Меджидов, Ганифа Алескеров и многие др. Особо хочу отметить ректора АзПИ Энвера Касумзаде, который сыграл большую роль в моей судьбе. Он заметил мой интерес к архитектурной физике, то есть созданию комфортного микроклимата в зданиях различного назначения, точнее, к проблемам архитектурной акустики, борьбы с шумом, искусственному и естественному освещению, инсоляции. И поддержал мое стремление изучать эти проблемы. Пришлось серьезно заняться физикой. В 60-70-е годы архитектурная физика была, можно сказать, малоизученной областью, да и специалисты в этой сфере у нас практически отсутствовали. В 1967-м я стал аспирантом лаборатории архитектурной акустики НИИ строительной физики, а через четыре года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исследования особенностей акустических критериев музыкальных залов». В качестве примеров были выбраны музыкальные залы в разных городах, имеющие прекрасную акустику: Московская консерватория им. П.И.Чайковского, бакинские театры оперы и балета, ТЮЗ, Музкомедия, филармония. Наряду с научной работой преподавал в АзПИ на кафедре «Архитектурные конструкции и реставрация памятников архитектуры». В течение двух лет проходил научную стажировку в Берлине и Дрездене.

— Над чем вы работали в те годы?

— Разработал несколько генпланов населенных пунктов, спроектировал театры и зрительные залы в Баку, Ташкенте, Стамбуле, Адлере, Сочи, Грозном, Томске, Уфе. Одновременно исследовал архитектурную акустику, звукоизоляцию конструкций и пути снижения шума. Являюсь автором более двух десятков книг, учебников и учебных пособий — «Строительная физика», «Архитектурная акустика», «Архитектурные конструкции общественных зданий», «Акустика зрительных залов и звукоизоляция конструкций» и др. Более полутора десятков лет проработал в Турции — сначала профессором архитектурного факультета Стамбульского технического университета, затем технического университета «Карадениз» в Трабзоне. В Турции опубликованы мои шесть книг на турецком языке.

— Что важно с точки зрения архитектурной физики при строительстве жилых зданий?

— При проектировании и строительстве любого объекта все мероприятия должны быть направлены на создание комфортных условий для человека. Скажем, в прошлом расстояние между двумя зданиями, смотрящими фасадами друг на друга, должно было равняться двум высотам дома, а торцами — одной высоте. В связи с удорожанием земельных участков эти условия теперь не соблюдаются. При их нарушении солнечные лучи не попадают в комнаты, расположенные на нижних этажах дома, следовательно, нет аэрации и естественной вентиляции. Отсюда влажность и прочие неудобства для жильцов. При проектировании зданий необходимым условием является инсоляция, то есть попадание солнечных лучей в помещения: для жилых комнат — минимально в течение двух часов, для школьных классов — трех, для больниц — шесть. При проектировании зданий окна по возможности должны быть направлены на юго-восток.

Сейчас в жилых зданиях применяют пакетные стекла с повышенной звукоизоляцией, устанавливают прокладки между стеклами и рамами. В будущем при строительстве дома будут использоваться двухслойные крупногабаритные вертикальные стекла, между которыми зимой можно пропускать теплый воздух, а летом — холодный с помощью кондиционеров. На Западе микроклимат в квартире создает кондиционер, поддерживая соответствующую температуру воздуха, влажность, осуществляя вентиляцию и подачу ароматизированного воздуха в комнаты.

Во многих городах за рубежом решена и проблема транспорта, весьма актуальная и для нас. Между магистральной проезжей частью и жилым массивом устанавливаются щиты — наклонные экраны, звук ударяется об экран и возвращается на проезжую часть дороги. В Германии эти экраны пористые и требуют ежедневной мойки. Имеются варианты, когда проезжую часть дороги опускают в туннель. В Японии транспортный вопрос решают пуском бесшумного монорельса, тем самым обеспечивая не только тишину, но и экологически чистый воздух.

— Какие ваши проекты сегодня реализуются?

— Идет строительство Общественного культурного центра в Гяндже. Архитектура здесь классического стиля по образу Венского оперного театра. Предусмотрены большой, малый и открытый залы, библиотека, кружковые помещения, ресторан. На днях в Шеки завершены реконструкция и реставрация здания театра имени С.Рахмана. В Баку в Ахмедлы строится четырехэтажный Дом торжеств с несколькими залами, с отдельным помещением для обрядовой комнаты «Хна яхты». Впервые в этих зданиях будут учитываться условия для создания акустического комфорта в залах. Начато проектирование реставрации и реконструкции зрительного зала на 400 мест во Дворце культуры в Сабирабаде.

По личному указанию президента Ильхама Алиева ведущими учеными-архитекторами АзАСУ составлена книга в пяти томах «История архитектуры Азербайджана». Мною в соавторстве с доктором архитектуры Наргиз Абдуллаевой подготовлен четвертый том, охватывающий весьма интересный период развития архитектуры Азербайджана — XIX — начала XX в. (до 1920 г.).

— О чем вы мечтаете как архитектор?

— У меня есть мечта — спроектировать и построить комплекс «Центр тюркоязычных государств», который будет служить прекрасной идее объединения тюркоязычных народов. Эскизный проект я уже подготовил. Центр состоит из четырех зданий. В первом предусмотрены помещения, где будет идти деловая жизнь: заключаться договоры, оформляться документы по сотрудничеству, работать координаторы по различным вопросам взаимодействия тюркоязычных государств. Второе здание будет предназначено для изучения этнографии и ремесел наших народов. Здесь будут располагаться также библиотека и издательский центр. В двухэтажном здании третьего здания предусмотрены выставочный салон и зал, где могут проходить официальные мероприятия. На его втором этаже разместится музей тюркоязычных государств, отражающий культуру и искусство наших народов. Четвертое здание займет комфортабельный отель.

По проекту к комплексу должен примыкать большой парк, где будут установлены скульптуры видных деятелей тюркоязычных государств. Строительство центра предусмотрено в Стамбуле — крупнейшем городе тюркоязычного мира. 

Эльмира Алмасова

Азербайджанские известия.-2013.- 26 сентября.- С.-1