Гаджи ИСМАЙЫЛОВ, народный артист Азербайджана: «Эпизодические роли на пару
серий меня не привлекают»
Гаджи Исмайылов — один из тех наших актеров, одно упоминание о котором вызывает добрую улыбку. Таковы и многие из его героев — чуть смешных и наивных, но неизменно открытых и очень душевных. Его бесспорный комедийный талант, окрашенный некой грустинкой, нашел воплощение в целой галерее запомнившихся образов в театре и кино. О работе над ними, о новых творческих планах народный артист Азербайджана актер Академического национального драматического театра Гаджи ИСМАЙЫЛОВ в канун Нового года рассказал в интервью Region Plus.
— Гаджи муаллим, 24 года назад в преддверии года Дракона вы сыграли главную роль в телевизионном спектакле «Человек в зеленых очках». Миссия вашего героя Гафара заключалась в том, чтобы собрать давно забывших друг друга родственников вокруг новогоднего стола. Как вы думаете, можно ли спустя столько лет, когда мы провожаем очередной год Дракона, считать миссию выполненной?
— Не знаю, как насчет зрителей, но на меня лично этот спектакль, поставленный режиссером Рамизом Гасаноглу по произведению Вагифа Самедоглу, весьма повлиял. В силу разных причин люди действительно как-то охладели друг к другу, дистанцировались. Конечно, разосланные в спектакле головы дракона были символами, которые впоследствии собрались на одном туловище, — то есть главная цель заключалась в том, чтобы собрать всех родственников вместе. Это было и желанием моей молодости. А после спектакля я и сам стал больше общаться с родственниками, созваниваться, навещать. Человек не может жить в одиночестве. Он обязательно должен разделять радость и горе с близкими людьми. «Человека в зеленых очках» показывают по телевидению перед каждым годом Дракона. И я уверен, что каждый раз кто-то обязательно делает для себя выводы.
— Как дела в театре?
— Хорошо. Удачно начали 39-й сезон. Нет недостатка и в зрителях. Ставим новые спектакли. Думаю, удачные.
— Вы можете назвать спектакли, на репетиции которых идете с удовольствием?
— В этом сезоне я играю в нескольких постановках. По традиции он вновь открылся спектаклем по пьесе «Гарабагнаме» Ильяса Эфендиева — я играю иреванского хана Магомеда. К слову, тот же персонаж мне доверен и в предстоящей постановке «Гянджинских ворот» Г.Миралямова, но уже в совсем ином плане.
Получил роль и в «Телескопе» Эльчина Эфендиева. Занят я и в еще нескольких спектаклях — не только азербайджанских, но и зарубежных авторов. К примеру, пьеса Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы», где я исполняю роль директора гимназии. Сейчас режиссер нашего театра Марахим Фарзалибеков готовит новую постановку спектакля «Письма из Брюсселя» Гасана Гасанова, который шел в Аздраме более десяти лет назад. Теперь готовится совершенно новая постановка. Как и ранее, я снова исполняю роль французского писателя Бенджамина Гастино. Но, естественно, сегодня мой подход к образу будет совершенно иным, так как я хочу, чтобы он получился более полноценным и интересным.
— Вы не играете в сериалах. С чем это связано?
— Факт появления на наших телеканалах собственных сериалов очень радует. Что касается моего участия в них, то, честно говоря, я не получал приглашений сниматься с самого начала. Предлагали роли в уже демонстрирующихся, но я отказывался. Мне просто неинтересно сниматься в фильме, который уже показывают. Мне важно сыграть роль от начала и до конца, создать образ, у которого есть жизненный путь. Эпизодические роли на пару серий меня не привлекают. Думаю, количество сериалов будет расти, а качество их повысится. Тогда и мое участие в них станет возможным.
— Кого вы считаете очень важным человеком в своей творческой жизни?
— Этим человеком был один из самых профессиональных режиссеров азербайджанского кино, мой незабвенный учитель Расим Оджагов. Он был моим учителем не только в искусстве, но и в жизни. Я всегда буду обязан ему. Расим муаллим указал мне такой путь в искусстве, у него я прошел такую школу, которым буду верен всю жизнь. Он был профессионалом высочайшего класса, и я стараюсь соответствовать этому уровню. Потому-то и не соглашаюсь на любую предложенную роль.
— Фильм «Стамбульская история» считается логическим продолжением фильма «День рождения», точнее — жизни Мустафы. И еще говорят, что все ваши роли отражают особенности вашего характера. Что вы думаете об этом? Есть ли у вас роль, про которую можно сказать: «Да, это Гаджи Исмайылов от начала и до конца»?
— Верно, этот фильм является логическим продолжением жизни преподавателя географии Мустафы. Прошло много лет, как эти фильмы были сняты. Очень рад, что и сегодня зрители с удовольствием смотрят их. Приятно, что наряду с ними зрители упоминают названия и других картин. К примеру, «Крик». Это фильм нашего покойного мастера Джейхуна Мирзоева, где он играет главную роль. Несмотря на то, что я исполняю там маленькую роль, она полюбилась зрителям. То же самое можно сказать и о работе в картине «Украли жениха», которая также очень тепло была встречена зрителями. Рад, что сделанное в тот период не пропало даром. Ну и, конечно, лучшее из всего, что сделано мною в то время, — роль Мустафы. Фильм «День рождения» я сравниваю с хрустальной вазой. Он построен на грустных нотках и рассказывает о том, с чем столкнулся учитель из глубинки в незнакомом городе. А в «Стамбульской истории» этот образ получает развитие уже в новых жизненных обстоятельствах. Естественно, здесь есть сходство между мной и Мустафой. Думаю, большинство снятых в то время фильмов стали событием в азербайджанском кино. Мечтаю, чтобы и сегодняшние картины также стали событием, а не мимолетным произведением, оставляющим нас равнодушными. В этом случае зрители с удовольствием и не раз будут смотреть их.
— Кстати, а в жизни вы сталкивались с людьми, подобными Давуду из «Стамбульской истории»?
— К сожалению, сталкивался. И не в Турции, а в Азербайджане. Говорят, с человеком случается то, о чем он думает. Думал, такое бывает только в кино, но оказалось, что и в жизни есть подобные личности. Людям не пристало обманывать друг друга. Знаете, очень больно, когда близкий человек вдруг начинает использовать тебя. В душе остается неприятный осадок. К сожалению, подобная история случилась и со мной, а конец ее был такой же, как и в случае с Давудом из фильма. Если тот человек прочтет это интервью, хочу сказать ему: «Будь мужчиной».
Азербайджанские известия.- 2013.- 12
января.- С.-1-2.