Создавшая лик Мехсети
Портретным работам скульптора Мунаввар
Рзаевой свойственна глубокая
психологичность
Исполнилось 85 лет со дня рождения талантливого скульптора, заслуженного художника Азербайджана Мунаввар Рзаевой — автора множества скульптурных произведений, украшающих парки, площади, улицы, музеи, художественные галереи Баку и других городов нашей страны и ряда зарубежных стран.
Специалисты отмечают, что Мунаввар Рзаева благодаря оригинальному стилю, продуманности композиций работ, тщательности и чистоте работы над моделью, использованию для воплощения творческой идеи на практике различных материалов входит в очень узкий список наиболее известных женщин — скульпторов мира. Среди них такие корифеи, как российские монументалисты Анна Голубкина и Вера Мухина, француженка Камилла Клодель, художник-сюрреалист и скульптор англичанка Леонора Каррингтон. В марте 1988 года в этот список вошли и имена известных азербайджанских женщин-скульпторов Хаят Абдуллаевой, Эльмиры Гусейновой и Мунаввар Рзаевой.
Дочь шушинца-ковроткача, уже в 7-8 лет Мунаввар поняла, что обладает способностями к лепке. Кроме того, она очень любила спорт. А еще ей нравилось вышивать — настолько, что она решила поступить на факультет декоративно-прикладного искусства. Но случайность подтолкнула ее на иной путь, на котором ее ждала большая слава… По итогам приемных экзаменов в Азербайджанское художественное училище в 1945 году студентам объявили, что есть возможность перейти на скульптурный факультет. Мунаввар, не расслышав, решила, что на «физкультурный», и подняла руку. Таким образом на скульптурный факультет она попала случайно, тем не менее спецэкзамен по лепке сдала блестяще.
Училась она у известного скульптора Петра Сабсая, известного как автор первого в Баку бронзового монументального памятника — Мирзе Фатали Ахундову. Работы юной Мунаввар привлекли внимание, вызывали живой отклик у зрителей и в прессе. Сразу по выпуску из училища она приняла участие в республиканской выставке с работой «Альпинистка», которая обратила на себя внимание и простых зрителей, и специалистов — столько в этом образе было экспрессии.
В 1950-м, окончив Художественное училище имени А.Азимзаде, Мунаввар поступила в Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова на факультет скульптуры. Там она попала в мастерскую всемирно известного советского скульптора Николая Томского. Среди ее преподавателей был и другой известный советский скульптор — Д.П.Шварц. В 1953 году Мунаввар Рзаеву приняли в Союз художников Азербайджана.
Во время учебы в Москве в ее жизнь вошел великий турецкий поэт Назым Хикмет, который подарил ей, по воле судьбы, отеческую заботу и способствовал ее духовному развитию. Первая встреча и маститого поэта, турецкого политэмигранта, лауреата Ленинской премии мира Назыма Хикмета, и молодой студентки была очень драматичной. Позже Мунаввар вспоминала: «В 1956 году, во время учебы в вузе, я должна была выполнить портретную работу — изображение части лица, а конкретно — линии глаз. Учившийся с нами вместе в Москве литературовед Акпер Бабаев посоветовала мне сделать зарисовку с лица Назыма Хикмета. И вот мы с Акпером Бабаевым и его коллегами направились в Переделкино. Машина остановилась у двухэтажного дачного дома. Мы вошли во двор. Вдруг со второго этажа прозвучал голос: «Акпер, кого ты привез?». Акпер назвал своих спутников и добавил: «А еще — Мунаввар». И тогда нам навстречу вышел какой-то человек. Я посмотрела в его приятное лицо и улыбнулась. А он — странное дело! — все искал кого-то глазами, а потом, закрыв лицо руками, отступил назад. Я сперва ничего не поняла. Все потупились, а Акпер чуть не плакал, сокрушаясь: «Что ж я наделал!» Уже потом я узнала, что жену Назыма Хикмета, которая осталась в Турции, тоже звали Мунаввар. Поэтому он так и разволновался… Я хотела, попрощавшись, уехать, но он не позволил. Через несколько дней я начала работать над его портретом».
В дальнейшем она создала ряд работ, связанных с Назымом Хикметом, в том числе великолепный скульптурный портрет поэта. А поэт в свою очередь так привязался к творчеству и личности Мунаввар, что он объявил ее приемной дочерью, уговаривал оставаться в Москве и покровительствовал ей в Баку, когда она в этом нуждалась. К слову, об удочерении Мунаввар Рзаевой Назымом Хикметом знали и в Турции — когда она туристкой в 1970 году поехала в Турцию, на паспортном контроле на границе турецкий чиновник, глянув в ее паспорт, переспросил, несмотря на то, что там было указано ее родное отчество «Меджид гызы»: «Хикмет гызы?».
В 1956 году Мунаввар Рзаева с отличием защитила в Москве свою дипломную работу «Подпольщики», в которой прекрасно раскрыла сложную сюжетную линию через характеры персонажей. По окончании института она вернулась в Баку — и началась долгая и успешная творческая жизнь. За почти полвека она создала около сотни скульптурных портретов, горельефов, барельефов и монументальных памятников выдающихся деятелей культуры Азербайджана и мировой культуры, политических и государственных деятелей, ученых, поэтов, передовиков сельского хозяйства, простых людей из народа.
На примере памятника поэту Микаилу Мушвигу, установленного в сквере в начале улицы Нариманова (бывшая улица Советская) в 1970 году, можно проследить творческий почерк скульптора. Эта работа по праву считается вершиной творчества Мунаввар Рзаевой. В ней отразилась ее тонкая и чуткая душа, умеющая «вслушаться» и услышать, понять внутреннюю суть неординарной личности своих героев, величие их духа, таланта. Памятник был заказан скульптору в связи с шестидесятилетием Микаила Мушвига, в возрасте 29 лет павшего жертвой репрессий. Мунаввар не довелось лично знать поэта, поэтому она могла полагаться лишь на фотодокументы и рассказы знавших его людей. Большую помощь ей оказали супруга поэта Дильбер ханым, его товарищи по перу Расул Рза, Акрам Джафар и многие другие. Было создано четыре (!) рабочих варианта памятника. Окончательный выбор сделала компетентная комиссия. В композиции четко видна прекрасная динамика, скульптору удалось с большой убедительностью показать художественными средствами внутренний мир Мушвига.
Мощь таланта Рзаевой нашла отражение, в частности, в двух других установленных в Баку монументальных памятниках — трагически погибшей в 23 года первой женщине-механизатору Азербайджана Севиль Газиевой и общественному и государственному деятелю, первой женщине — председателю Верховного суда Азербайджанской ССР, жертве сталинских репрессий Айне Султановой. Эти две судьбы роднят взлет и падение, слава, почет и трагический конец.
Зрителю глаз не оторвать от скульптурного образа Севиль Газиевой — настолько он одухотворен, романтичен, прекрасен. Скульптор сумела передать целеустремленность ее личности, боевую натуру, оптимизм. Кажется, что Севиль Газиева, образно говоря, живет в бронзе и камне — ее прекрасное лицо, красиво обрамленное густыми длинными волнистыми волосами, гордо поднято, а глаза внимательно всматриваются вдаль. Официальное открытие этого памятника состоялось в 1969 году, он установлен в сквере рядом с нынешним посольством Российской Федерации.
Образ Айны Султановой, выполненный в розовом граните, очень сдержан, строг, но в глубине ее глаз словно застыл страх. Сильная и мужественная женщина, председатель Верховного суда Азербайджанской ССР, она вершила судьбы тысяч людей, но была репрессирована и расстреляна той же советской системой в 1938 году. Памятник Айне Султановой был открыт в 1986 году в сквере на пересечении нынешних проспектов Ататюрка и Зии Буниятова.
Среди работ Мунаввар Рзаевой выделяется монументальный памятник Мехсети Гянджеви, установленный на родине поэтессы, в городе Гяндже. Над этим скульптурным образом она работала двадцать лет. К слову, это именно она, Мунаввар Рзаева, создала ныне всемирно известный, обобщенный художественный образ Мехсети Гянджеви (до наших дней не дошло никаких изображений этой великой поэтессы).
Одна из последних работ Мунаввар Рзаевой связана с именем общенационального лидера, всемирно известного политического и государственного деятеля Гeйдaра Aлиeва. Она создала бронзовый барельеф выдающегося сына азербайджанского народа. Этот портрет был в 1998 году установлен на ранее безымянной высоте (3763 м над уровнем моря) на территории Гусарского района Азербайджанской Республики, получившей с этого момента название «Пик Гeйдaра».
Мунаввар Рзаева оставила после себя богатейшее наследие. Ее работы украшают 18 городов и районных центров Азербайджана, а также музеи и выставочные салоны, в том числе и за рубежом. Среди них — монументальные памятники поэтессам Мехсети Гянджеви и Нигяр Рафибейли в Гяндже, выдающемуся философу Х века Бахманяру, Сергею Есенину (эта скульптура выполнена из дерева и стоит в Мардаканском музее поэта), известному ученому Худу Мамедову, поэтам Гусейну Джавиду и Самеду Вургуну и др. В Музее литературы им. Низами экспонируются семь созданных ею бюстов поэтов и писателей Азербайджана, горельефы Гете и Шекспира и другие произведения, созданные и отреставрированные ее руками. Ее анималистические монументальные работы — изображения туров — установлены в Загатале и Нафталане. Часть ее работ хранятся в художественных фондах в Баку и Москве, представлены в Музее азербайджанской литературы им. Низами, в Национальном музее искусств Азербайджана.
Долгие годы она была членом Государственной комиссии Министерства культуры республики, работала реставратором, в Музее азербайджанской литературы им Низами. Творила без устали и лишь за два года до кончины из-за ухудшающегося зрения и болезни была вынуждена окончательно прекратить деятельность скульптора. Скончалась Мунаввар Рзаева в день своего 75-летия.
Низами АГАЕВ
Азербайджанские
известия.- 2014.- 1 августа.- С.3.