Эльчин АЗИЗОВ, оперный певец, солист Большого театра: «Для меня выход на сцену — это всегда волнительно»

 

Фестиваль Линкольн-центра недаром считается культурной жемчужиной Нью-Йорка. Опера великого русского композитора Николая Римского-Корсакова «Царская невеста», написанная в 1899 году, на днях была поставлена на сцене нью-йоркского зала Аvery Fischer Hall. Газета New York Times, освещавшая это мероприятие, пишет: «Царская невеста» — романтическая драма с оттенком трагедии, полная интриг, любовных треугольников, микстур и убийств, в качестве мести, — в блестящем, лирически роскошном музыкальном сопровождении». Непростой исторический образ Григория Грязного в этой драматической постановке, исполненный нашим соотечественником — солистом Большого театра, баритоном Эльчином АЗИЗОВЫМ, привел в восторг почти трехтысячную фестивальную публику. А в интервью Lady.Day.Az непосредственно сам «виновник» столь оглушительного успеха рассказал о том, какой ценой дается такое признание.

 

— Выступление Большого театра в нью-йоркском Фишер-холле вызвало большой резонанс публики и множество положительных отзывов в таких именитых изданиях, как New York Times и Financial Times...

— Это были замечательные гастроли Большого театра в рамках фестиваля, проходящего в Линкольн-центре. Аvery Fischer Hall, где проходило наше выступление, — это концертная площадка с уникальной акустикой, и несмотря на то, что зал рассчитан почти на 3000 человек, это не ощущается как визуально, так и по распределению звука, которое очень равномерное.

— Наверное, для артиста работа в таких условиях — одно удовольствие. Поделитесь впечатлениями.

— Да, к тому же несколько лет назад я принимал участие в концерте в этом самом зале и вернуться на эту площадку в очередной раз, особенно в рамках гастролей Большого театра, было очень приятно. Это выступление для Большого театра, если смотреть на него не только с точки зрения некоего культурного события, но и в целом с оглядкой на то, что происходит сейчас в мире, было в некотором смысле пунктом повышенной ответственности, так как были переживания из-за взаимоотношений с Европой, Соединенными Штатами, касательно санкций, имеющих место быть на сегодняшний день.

Мы даже были готовы к разного рода инсинуациям. Но был полнейший аншлаг, а после спектакля восторженные зрители не отпускали нас бурными овациями около 15 минут. Отдельно хочу отметить тот факт, что в зале находилось лишь 10-15% выходцев из бывшего Советского Союза, все остальные — американцы, живущие в США, многие из которых в интервью местным телерадиокомпаниям говорили о своем многочасовом перелете ради этого представления. Другими словами, все прошло замечательно. Постановка получила очень хорошие отзывы в прессе, интернет-изданиях, на форумах, где высоко оценили работу солистов, оркестра, маэстро Рождественского, и, конечно, участвовать во всем этом и занимать одну из основных позиций для меня очень почетно.

— Безусловно, так как вы исполняете одну из главных партий в этой опере.

— В опере Римского-Корсакова «Царская невеста» я исполняю одну из главных ролей — партию Григория Грязного. Эта опера в русской музыке занимает особое место. По признанию многих и по моему личному мнению, она является одной из лучших опер Римского-Корсакова и очень любима мною. Мне безумно нравятся музыка, каждое действие в отдельности. Мы выступали в замечательном составе, а работа с великим маэстро Геннадием Николаевичем Рождественским — музыкантом с большой буквы — очень важный факт в моей творческой карьере, работа с ним дорогого стоит.

— «Один из ведущих солистов Большого театра баритон Эльчин Азизов, с сольной драматической сцены которого начинается опера, вплоть до последнего действия и финальной сцены, исполнил свою сложнейшую партию без следов усталости», — пишет американский портал bachtrack.com. Роль достаточно непростая. Как вы ее переживаете внутри?

— Да, она непростая и в ходе обсуждений у меня спрашивают о том, каким я вижу своего героя, отрицательный ли он или что-то положительное в нем проскальзывает, на что я отвечаю всегда одной и той же фразой: «Если человек способен так любить, значит, не все потеряно».

— Получается, что в случае с вашим героем Григорием Грязным любовь — не просто чувство всеобъемлющее, но и всепоглощающее?

— Абсолютно. Так оно и есть. Помню, когда несколько лет назад я впервые готовился исполнить эту партию, читал множество разных трактовок этой роли, долго готовился к ней. В итоге мне посчастливилось неоднократно исполнять ее на оперных площадках России и за рубежом, участвуя в различных постановках. Соответственно у меня сформировались разные подходы, но всегда главным для меня остается одно: Грязной — это герой, который нашел в себе силы раскаяться, совершая свои действия во имя любви. Вообще опричнина — отдельное понятие в русской истории, а опричники — по определению были жестокими людьми, выполнявшими указания Ивана Грозного. Но раскаяние в четвертом действии говорит о том, что Грязной был не самый плохой человек.

— Что вы можете сказать о своих партнерах в этой опере?

— Как я сказал до этого, у нас замечательный состав. Уникальная исполнительница Большого театра Агунда Кулаева, представители молодежной труппы Ольга Кульчинская, Богдан Волков, не могу умолчать об уникальном басе Владимире Моторине, с которым мне выпадает честь выступать как в этом, так и во многих других спектаклях, Марат Гали, Ольга Цибулько, Елена Новак, Ирина Рубцова. Звучали потрясающий оркестр, хор, все прошло действительно на высочайшем уровне, за что мы, собственно, и получили такую благодарную реакцию от зрителей и прессы.

— Возникает ли у вас как у артиста большее волнение на гастролях, чем в стенах родного театра?

— Скажу честно: для меня выход на сцену — это всегда волнительно, где бы это ни происходило. И я бы даже сказал, что если у меня нет ощущения волнения, то, значит, что-то не так. Начинаю думать о том, почему организм не реагирует на то, что нужно выходить на сцену, и это меня несколько нервирует. Но, слава Богу, таких ситуаций практически не было. Я все время переживаю, идет выброс адреналина.

— Насколько я понимаю, ваша супруга Гама ханым и сын Джамиль сопровождали вас. Какие общие впечатления привезли из Нью-Йорка?

— Да, супруга и сын были со мной. Это не первый наш визит, мы в принципе очень положительно относимся к этому большому городу, но я немного побаиваюсь его высот, небоскребов (смеется). Когда лифт поднимается на 35-й этаж за 18 секунд и с такой же скоростью спускается, начинает зашкаливать давление, становится немного страшно, поэтому я не очень люблю такие высотные здания. Хотя мы сами живем в мегаполисе, но все же находиться в Нью-Йорке, где все бурлит, кипит 24 часа в сутки, — нечто иное.

— В ближайшее время, на летний период, ожидаются ли какие-то еще гастроли в вашем графике?

— Вернувшись из Нью-Йорка, я уже успел отработать репертуарный спектакль в Большом театре — оперу Джузеппе Верди «Травиата». Сейчас у нас будет небольшой отпуск, а с началом сезона в сентябре, вплоть до конца года, будет происходить много интересного, о чем я поделюсь с вами в дальнейшем.

— Я думаю, что бакинская публика очень ждет вашего выступления в родном городе...

— Я очень хочу этого, это для меня действительно очень важно. И в грядущем сезоне 2014-2015 годов постараюсь сделать все для того, чтобы выступить с концертом в Баку.

Азербайджанские известия.- 2014.- 2 августа.- С.1-2.