Вечный цветок любви

 

На сцене Театра оперы и балета состоялся блистательный  бакинский дебют Эльчина Азизова

 

Знаменательным событием в культурной жизни азербайджанской столицы в эти дни стала постановка оперы «Травиата» Джерди на сцене Азербайджанского театра оперы и балета. Повышенный интерес бакинских меломанов к спектаклю был, прежде всего, обусловлен тем, что впервые на сцене отечественного театра выступил ведущий солист Государственного академического Большого театра России, заслуженный артист Азербайджана Эльчин Азизов. И, как следствие, — аншлаг, который весьма заслуженно можно отнести не только к нашему именитому баритону, но и ко всем исполнителям постановки. Постановка «Травиаты» очаровала, как и неувядающий белый цветок, врученный главной героиней своему возлюбленному в знак своей любви. В ней было искреннее чувство, была любовь «падшей женщины» Виолетты Валери (Илаха Эфендиева) к юноше из приличной семьи Альфреду Жермону (Фарид Алиев) — как дар и как наказание. И как противовес этой пагубной для обеих сторон страсти выступает отец главного героя — Жорж Жермон (Эльчин Азизов), концентрирующий собирательный образ «института семьи». На сцене действительно разыгралась драма между отцом и сыном, в которой столкнулось понятие чести и семейного долга, с одной стороны, и безрассудным чувством, именуемой любовью, — с другой. Примирение происходит лишь в финале — у смертного одра героини, но, как и полагается в классической драме, слишком поздно.

Несмотря на довольно сложную в плане исполнения титульную партию ВиолеттыИ.Эфендиевой, все внимание зрителей в этот вечер было приковано к Эльчину Азизову, а точнее, ко второму акту, в котором происходит настоящая вокальная «дуэль» между сенсуалисткой и сторонницей «свободной любви» Виолеттой Валери и рационалистом, отцом благородного семейства Жоржем Жермоном. Понять обе стороны вполне можно — для нее любовь к Альфреду «луч света» последних дней жизни, а для него — скандальная любовь сына грозит разрушением всего уклада его семьи и порицанием в обществе.

Само появление Э.Азизова на сцене второго акта было встречено аплодисментами, что красноречиво говорит об отношении публики к исполнителю. В роли Жермона Э.Азизов был учтив и даже чрезмерно сострадателен (и как не пожалеть страдающую красавицу!), при этом тверд, ни на минуту не забывая о своей миссии.

Прекрасное пение Э.Азизова радовало слушателей свежестью звука, деликатностью оттенков — без столь новомодных ныне «веристских штучек» вроде нажима или крика. Ну а исполнение знаменитой — «коронной» — арии «Di Provenza il mare, il suol» («Ты забыл край милый свой») было наполнено удивительной теплотой и магнеизмом. Столь же чутко и весьма эмоционально реагировала и публика, сопровождая его исполнение аплодисментами и возгласами «Браво!».

И все же «Травиата» — опера о женщине, и справедливо, что в спектакле подлинным украшением стала исполнительница главной партии Илаха Эфендиева. Виолетта в ее воплощении была не только красива, но и по-женски слаба, она медленно подкрадывалась к сердцам зрителей благодаря вдумчивой, проникновенной актерской игре и красивому, сильному голосу. Ну а та легкость, с которой она брала верхи, может стать предметом восхищения (да и зависти) многих вокалистов. Были и драматическая убедительность сломленной женщины, и роскошное пиано в предсмертной встрече двух влюбленных.

Фарида Алиева сегодня по праву можно назвать ведущим тенором нашего театра — вокалист участвует практически во всех его спектаклях. Альфред Ф.Алиева молод, обаятелен, по-южному темпераментен. Вообще-то партия Альфреда Жермона весьма «выигрышна» — она состоит из ряда «шлягерных» номеров, включая знаменитую «Застольную песню». И все же кажущаяся легкость для дебютного выступления певца содержит немалую трудность — уж очень хорошо знаком публике музыкальный материал, и любой неверный штрих, даже самый незначительный, сразу же замечаем. Но у Алиева таких проблем не возникло.

Оркестр под руководством молодого маэстро Эюба Кулиева звучал не просто хорошо, а очень хорошо — тонко, чувственно. В текущем театральном сезоне музыкальное руководство оперой «Травиата» Э.Кулиев уже апробировал на сцене белорусского оперного театра, и бакинский вердиевский дебют за дирижерским пультом маэстро можно назвать весьма успешным. Он тщательно и очень чутко отнесся ко всей «кружевной» вердиевской партитуре — сбалансированность оркестровых и вокальных красок замечательная, не говоря уже о бережном аккомпанементе певцам.

Безусловно, аншлаг, овации, цветы, поздравления — все атрибуты успешной постановки весьма существенны и для театра, и для исполнителей, и для зрителей: «Сегодня была замечательная постановка, которая мне, как профессиональному музыканту, очень понравилась, — признался после спектакля директор Театра оперы и балета Акиф Меликов. — Я признателен Эльчину Азизову за то, что он принял мое приглашение, нашел время и возможность приехать в Баку и впервые выступить в спектакле нашего театра. Я с пониманием отношусь к тому, что, будучи солистом прославленного Большого театра, он имеет очень плотный напряженный концертный график. Именно поэтому его приезд к нам несколько затянулся, но главное — он все же состоялся. Партия Жермона с точки зрения вокала очень сложная. И то, что Эльчин смог блестяще исполнить свою роль, говорит о его больших вокальных и актерских способностях. У него замечательные вокальные данные. Он обладает чистым, проникновенным голосом, сочетающим металлический блеск и изумительный по красоте тембр. Именно сочетание этих качеств с индивидуальностью, невероятно сильной харизмой и ярким актерским исполнением выдвигают его сегодня как вокалиста в один ряд с лучшими оперными певцами. Сегодня все участники оперы и оркестр с профессиональной точки зрения провели спектакль на очень высоком уровне. И это меня как руководителя театра очень радует»..

Улькяр АЛИЕВА, музыковед

Азербайджанские известия.- 2014.- 3 декабря.- С.- 3