Армения снова на обочине

 

В турецком городе Карс состоялась очередная трехсторонняя встреча министров иностранных дел Азербайджана, Турции и Грузии — Эльмара Мамедъярова, Мовлуда Чавушоглу и Тамар Беручашвили. На встрече были обсуждены проекты, осуществляемые тремя странами в различных сферах, в том числе Баку—Тбилиси—Карс, TAP и TANAP, а также региональное сотрудничество, двусторонние отношения и другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Встреча завершилась подписанием Карсской декларации. В Карсе состоялась уже четвертая по счету встреча министров иностранных дел Азербайджана, Грузии и Турции. Эльмар Мамедъяров, Мовлуд Чавушоглу и Тамар Беручашвили провели двусторонние и трехстороннюю встречи — так сказать, «сверили часы» по ситуации в регионе и перспективам взаимодействия. Проведение собрания такого формата было необходимо, как минимум, по двум причинам. Во-первых, с момента проведения третьей встречи сменились двое ее участников — главы МИД Турции и Грузии. Во-вторых, три страны, связанные крупными общими проектами, не могли не обсудить глобальные тренды в политике и экономике.

Естественно, что совместные инфраструктурные проекты стали одной из основных тем обсуждения — падение мировых цен на нефть, обострение отношений РФ и Запада, перекраивание энергетической карты Европы и новые российско-турецкие договоренности существенно изменили ситуацию в регионе. Азербайджан, Грузию и Турцию связывают не только Кура, но и такие крупные проекты, как Баку—Тбилиси—Джейхан, газопровод Баку—Тбилиси—Эрзурум, строящаяся магистраль Баку—Тбилиси—Карс и, конечно же, проект Южного газового коридора, реализация которого представляет серьезную важность и для всех трех сторон, и для Европы в целом.

Именно об этом и говорили министры в Карсе. Кроме того, было подписано трехстороннее соглашение о дальнейшем развитии сотрудничества. Азербайджан, Грузия и Турция намерены еще крепче связать себя партнерскими отношениями — и нет никаких сомнений в том, что позитивная динамика прошлых лет будет только расти.

В ходе всех проведенных в Карсе встреч говорилось о необходимости активизировать совместную работу по проектам БТК и TANAP. Это объяснимо, ведь БТК — важнейшая магистраль, которая позволит осуществлять не только прямые пассажироперевозки в популярные у азербайджанцев Грузию и Турцию, но и наладить широкий канал транспортировки грузов, в том числе из стран Центральной Азии.

TANAP, в свою очередь, — своего рода газовый БТК, единственным грузом которого будет являться голубое топливо из Азербайджана, а в перспективе — из других прикаспийских государств. Очевидно, что на фоне договоренностей с РФ и ситуации на газовом рынке Европы Турция (как и Азербайджан) очень заинтересована в скорейшей реализации этого проекта.

Обоюдная выгода, взаимное уважение интересов и единый подход к решению возникающих проблем — вот три основные характеристики азербайджано-грузино-турецкого сотрудничества.

Когда речь заходит о Южном Кавказе, именно Грузия и Азербайджан упоминаются в первую очередь. И если Азербайджан, обеспечивающий более трех четвертей экономики всего региона, лидирует по понятным причинам, то Грузия добилась экономического развития во многом благодаря эффективной политике партнерства и добрососедства с другими странами. Показательно, что единственный возмутитель спокойствия на Южном Кавказе — Армения вынуждена довольствоваться ролью стороннего наблюдателя.

Армянские власти сами закрыли себе дорогу к развитию и крупным проектам, оккупировав территорию Азербайджана, предъявляя претензии по так называемому «геноциду» к Турции и поощряя сепаратистские настроения в Джавахетии. Неудивительно, что такой «партнер» не нужен ни одному нормальному государству. Результат глупой и саморазрушительной политики оказался очень прост: региональная тройка Азербайджан—Грузия—Турция утвердилась и продолжает развиваться единым целым, пока «многострадальные» пытаются объявить лаваш национальным достоянием.

 

Эмин АЛИЕВ

Азербайджанские известия.- 2014.- 12 декабря.- С.- 1