Азай ГУЛИЕВ, глава Совета по господдержке НПО при президенте Азербайджана, депутат Милли меджлиса:

 

«Цель нововведений — сделать деятельность НПО открытой для общества и государства»

 

У Совета по господдержке неправительственных организаций не одно направление деятельности. Но одним из важнейших считается участие в законотворческом процессе. Прежде всего в части, касающейся гражданского общества, уровень развития которого свидетельствует о демократизации страны. Депутат Милли меджлиса, глава Совета по господдержке НПО при президенте Азербайджана Азай ГУЛИЕВ поделился с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ последними новостями в этой сфере.

 

 

— На днях президент Ильxaм Aлиeв издал распоряжение о применении поправок, внесенных в ряд законодательных актов, среди которых есть и поправки в законы «О неправительственных организациях (общественных объединениях и фондах)» и «О грантах». В чем их суть и с чем они связаны?

— Начну с конца. Все поправки в указанный закон направлены на обеспечение прозрачности в деятельности НПО, и такого рода транспарентность, безусловно, можно только приветствовать. Согласно принятым изменениям в закон «Об НПО (общественных объединениях и фондах)», включено положение, в соответствии с которым запрещается создание НПО, филиалов или представительств НПО зарубежных стран, цель и деятельность которых направлены на насильственное изменение конституционного устройства и светский характер Азербайджана, нарушение его территориальной целостности, пропаганду войны, насилия, разжигание межнациональной, межрасовой и межрелигиозной розни. В соответствии с новыми требованиями и местные, и зарубежные НПО (их филиалы и представительства) обязаны предпринимать меры по предотвращению различного рода правонарушений, таких, как коррупция, легализация финансов и имущества, полученных преступным путем, финансирование терроризма и т.п.

— И как это возможно?

— Контроль и прозрачность. НПО, филиалы и представительства зарубежных НПО должны заключать договора по всем получаемым или выдаваемым в форме оказания помощи финансовым средствам, имуществу и др. Таким образом обеспечивается возможность определения источника финансовой помощи, грантов и всех видов материальной поддержки, получаемых общественными объединениями.

— Какие новые положения, внесенные в законодательство, вызвали обеспокоенность ряда НПО, в связи с чем 31 января по инициативе Совета по господдержке НПО была проведена трехсторонняя встреча представителей Милли меджлиса, Минюста, Бакинского офиса ЕС и USAID?

— Представители некоторых НПО посчитали, что поправки в закон усложнят работу национальных НПО и ограничат их деятельность.

Скажем, в ст. 223 Кодекса об административных проступках внесена поправка, касающаяся штрафов. Это происходит в случаях, когда общественная организация вовремя не представляет в Минюст для регистрации договора и копии решений о получении грантов. Согласно другой поправке (ст. 247), будут штрафоваться религиозные структуры и НПО, функционирующие без договора о грантах и получающие пособия от зарубежных НПО. Во-первых, как я уже говорил, цель этих изменений — сделать деятельность НПО прозрачной, открытой для общества и государства. Вот мы недавно приняли закон «Об общественном участии», который направлен на достижение аналогичной цели – обеспечение прозрачности работы исполнительной власти. Но не только общество должно контролировать действия властей, но и государство вправе знать, с какой целью предоставляются средства общественным организациям и на что они расходуются. Ну а что касается штрафов, то на встрече 31 января, в которой принимали участие председатель комитета Милли меджлиса по правовой политике и госстроительству А.Гусейнли, начальник управления юридических лиц и гражданского состояния Министерства юстиции Р.Рагимов и представители НПО, недовольные принятыми поправками, представитель Минюста привел интересные данные. По его словам, в прошлом году из 14 неправительственных организаций, нарушивших законодательство, штраф наложен лишь на одну. Так что никто не стремится ограничить или ликвидировать НПО. Он сказал также, что завершаются работы по созданию системы «единого окна» для регистрации НПО и «виртуального кабинета», что значительно упростит их работу, а вовсе не наоборот. К тому же эти поправки больше призваны регулировать деятельность зарубежных организаций в Азербайджане. Как не секрет и то, что принятые изменения помогут предотвратить использование денег, поступающих из-за рубежа, на, мягко говоря, неблаговидные цели. Одним словом, устранены имеющиеся в законодательстве пустоты, связанные с деятельностью гражданского общества.

— Чем же завершились переговоры?

— В ходе диалога были сняты все имеющиеся вопросы, и никаких неясностей не осталось. Участники согласились с тем, что социальная ответственность должна быть реализована законодательно. По итогам встречи было принято решение о создании в составе Совета по господдержке НПО комиссии по правовым вопросам и мониторингу. Ко времени публикации статьи она уже была создана, и в ее состав вошли известные в нашей среде представители гражданского общества. Помимо этого определено специальное время для консультаций по вопросам, связанным с внесенными в законы поправками, касающимися НПО. По общему мнению, все эти меры помогут оперативно решать проблемы, могущие возникнуть в ходе применения закона на практике. Еще одним примером нашего стремления помочь общественным организациям стало уменьшение параметров финансовой отчетности, которые с девяти сведены к двум. Все взаимодействие Совета с НПО осуществляется в электронном формате — прием проектов, отчетов и т.п. Проведенная встреча в очередной раз доказала возможность конструктивного и эффективного диалога между государством и институтами гражданского общества. В связи с этим я даже обратился к международным организациям — ПАСЕ и Европарламенту, а также к различным посольствам с просьбой больше не беспокоиться по этому вопросу и не эксплуатировать эту тему.

 — Вы были инициатором подготовки недавно утвержденного президентом закона «Об общественном участии». В чем была необходимость его принятия?

— Рабочая группа, созданная при Совете господдержки НПО, не один год работала над этим документом. Причина — важность разработки механизма участия граждан и институтов гражданского общества (НПО, общественные объединения и фонды, СМИ и т.д.) в формировании и реализации политики в различных сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует также участие гражданского общества в контроле над принимаемыми органами исполнительной власти решениями и их деятельностью. Это еще один шаг к демократии, поскольку обеспечивает правовую основу привлечения граждан к непосредственному участию в государственном управлении. Он поможет активизировать эффективное взаимодействие исполнительных властей и муниципалитетов с общественностью. И что еще очень важно — закон направлен на учет интересов граждан и общественного мнения при реализации государственной политики и принятии решений.

— А в каких формах это будет осуществляться?

— При исполнительных властях и органах местного самоуправления будут созданы общественные советы, регулирующие общественное участие, в состав которых будут входить от 15 до 21 членов, достигших совершеннолетия. Они будут действовать три года, а заседания должны будут проводиться не менее двух раз в год.

— И последний вопрос. Хотя бы кратко об итогах прошлого года и планах на нынешний год.

— В прошлом году были осуществлены ряд успешных проектов, среди которых конкурс финансовой помощи, объявленный для НПО 15 стран. Их главными темами стали информирование международной общественности о Ходжалинском геноциде, обеспечение региональной безопасности и прав человека и пропаганда азербайджанской культуры. Что касается местных проектов, то общая сумма профинансированных примерно полтысячи из них составила почти 3,5 млн манатов. В их реализации было задействовано свыше 200 тысяч человек, в рамках проектов издано 226 различных изданий. На нынешний год в совет поступило около пятисот проектов.

 

Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ

Азербайджанские известия.- 2014.- 12 февраля.- С.-1