Вокабулярий теней:  На новой выставке Рашада Алекберова представлены инсталляции, изображающие слова

В Музее современного искусства открылась персональная выставка «Слова» известного азербайджанского художника Рашада Алекберова — автора необычных инсталляций, которые являют зрителю то или иное изображение из света и тени, поражающее воображение экспрессивностью и философской глубиной.

Рашад Алекберов — выпускник Азербайджанской государственной художественной академии, факультета декоративного искусства. Он — мастер теневых инсталляций, использует полупрозрачные и непрозрачные объекты и многочисленные другие материалы для создания картин на стенах из света и тени.

Казалось бы, ничего нового в искусстве придумать уже невозможно, и уж тем более невозможно удивить, но мастерам светотени удается не просто удивить, а поразить зрителя. Пластиковые бутылки, трубы или просто куски пластика — все используется для создания этих проекций. Нужно только установить или подвесить их в нужном порядке и включить свет — и тогда получаются впечатляющие изображения. По мнению критиков, использованный в работах Рашада мусор как ничто другое подчеркивает эмоциональность рассказанных им историй, в которых много радости и боли, горя и счастья.

В работах художника объект, освещаемый лучом света, имеет зачастую хаотичную структуру, и вряд ли возможно идентифицировать его с какой-либо внятно определимой цельной вещью. Да, конечно, предметы, включенные в пространство инсталляции, легко узнаваемы, но вот сочетание их друг с другом кажется чистой случайностью, если не абсурдом. Это может быть нагромождение в разных положениях и наклонах деревянных реек, причудливое и совершенно алогичное сплетение железных прутьев или промышленных или бытовых труб, группа небрежно разбросанных предметов, коробок, фруктов, всяких безделушек, да все что угодно, включая предмет с эстетически завершенной формой... Но, в любом случае тень от всего этого творческого, подчас мусорного беспорядка далеко не беспорядочна, наоборот, это четко и строго прорисованное теневое изображение, будь то симметричная орнаментальная композиция («Восток», 2011), фигуративный, почти реалистический рисунок человека («Портрет из бутылок», 2011), или же переливающийся нежными пастельными цветами живописный пейзаж («Полет в Баку», 2011).

В 2007 году Рашад Алекберов представлял Азербайджан на 52-м Международном бьеннале в Венеции, а весной 2013-го его работа Lost in translation. This too shall pass («Утраченное. Пройдет и это») была представлена на Венецианском бьеннале в павильоне Пространства современного искусства YARAT! (в рамках масштабного шоу Love Me, Love Me Not). Работы художника выставлялись в Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Польше, Австрии, Турции и ОАЕ.

В Азербайджане и за рубежом его интересы представляет бакинская галерея Yay, созданная более года назад как постоянно действующая выставочная платформа для наиболее талантливых молодых и уже признанных художников.

Нынешняя персональная выставка Рашада Алекберова в Музее современного искусства стала очередным проектом Пространства современного искусства YARAT!, в который были включены пять инсталляций автора. Из них «Надежда» и «Цель» — автопортреты. Названия других произведений — «Покажи мне искусство», «Не все то золото, что блестит» и «Откуда пришел, куда идешь?». Экспозиция будет демонстрироваться до 20 марта.

Надо отметить, что такие инсталляции, в которых итоговой «картиной на стене» является текст (целая фраза или одно-единственное слово), занимают особое место в творчестве Рашада Алекберова. Еще на заре его карьеры Интернет облетела его лаконичная работа, которая представляла собой слово «crisis» — оно проявлялось на стене тенью от довольно простой инсталляции из хаотично расположенных, не соединенных между собой водопроводных труб. В самой композиции отчетливо читался подтекст о разобщенности любого рода, рождающей кризис любого масштаба.

Уже тогда Рашад заявил о себе как об очень талантливом мастере, который может не только выстроить практически из мусора хитроумную «обманку», рождающую заданную игру теней, но и сам этот исходный материал подобрать таким образом, чтобы каждый его фрагмент, отдельно взятый, тоже был в той или иной степени «говорящим», символичным. В данном случае его слова и фразы, всплывающие из теней, становились вокабулярием жизни в понимании художника.

В дальнейшем Рашад Алекберов много и плодотворно работал в таких жанрах, как портрет и пейзаж, однако и своим «теневым словам» уделял достаточно внимания. Они — неотъемлемая часть его творчества, и нынешняя выставка это еще раз доказала. Впрочем, не только она одна. В этом году в Институте искусства Курто в Лондоне состоится одиннадцатое бьеннале East Wing, где будет продемонстрирована работа Рашада Алекберова. Концепция этого бьеннале обозначена словом «Созерцание» (Spectatorship) — оно предполагает, что художниками будут оспорены первичные, традиционные и современные концепции связи между зрителем и пространством. В такую концепцию как нельзя лучше может вписаться новая работа Рашада Алекберова — крупномасштабная инсталляция из металлических деталей, создающая впечатление хаоса и путаницы при неправильном угле осмотра. Данное произведение можно правильно воспринять лишь под одним углом обзора, и тогда можно прочитать: «Это не хаос» (It is not a chaos). Автор хочет показать зрителю, что люди неверно воспринимают некоторые предметы, когда смотрят на них под своим углом зрения, не учитывая точку зрения других людей.

 

Наиля БАННАЕВА

Азербайджанские известия.- 2014.- 26 февраля.- С.- 3