Фредерик СТАРР, профессор Университета Джона Хопкинса (США): «Кавказский коридор — это ключ к миру»

 

Американский профессор Фредерик СТАРР хорошо известен у нас как специалист в области международных отношений. Свое мнение о возможностях нашей страны по использованию Великого Шелкового пути, урегулировании карабахского конфликта и другом известный политолог, почетный доктор Университета «Азербайджанская дипломатическая академия» высказал в интервью корреспонденту «Азербайджанских известий» Лейле ГУСЕЙНЗАДЕ.

 

— Вы давний исследователь темы Великого Шелкового пути и роли Азербайджана в нем. С ростом возможностей Азербайджана эта тема приобретает все большую актуальность. Что можете сказать о перспективах этого проекта?

— Грузинский ученый Эдвард Ртвеладзе опубликовал интересную книгу «Великий индийский путь», в которой подчеркивает, что оба пути из Европы в Китай пролегают через Азербайджан. Азербайджан обладает «золотыми» возможностями, поскольку расположен на перекрестке, через который проходят пути из Азии в Европу и Ближний Восток. Думать об этом только с точки зрения инфраструктуры недостаточно. Сейчас Азербайджану важно создать «мягкую инфраструктуру», которая сделает этот транспортный путь функциональным. В китайском маршруте наблюдается прогресс, поскольку он развивается с 1992 года. Индийский маршрут появился  лишь после событий 11 сентября, после падения «Талибана». Я не думаю, что Азербайджан пока в полной мере использует возможности второго маршрута. Вам нужны оба пути, важно создавать свою инфраструктуру, свои транспортные компании. Если не сделаете вы, это сделает за вас кто-то другой, и огромные возможности будут утеряны.

— Особенно в случае выхода Ирана из международной изоляции.

— Вот именно. Кавказский коридор — это ключ к миру. Чем скорее он начнет работать, тем лучше. Единственное условие этого — теплые и активные отношения Азербайджана со всеми странами, по которым пролегает этот коридор.

— Кстати, о добрососедских отношениях. Хотелось бы узнать ваше видение перспектив карабахского урегулирования.

— Я, будучи независимым экспертом, могу прямо сказать то, чего не скажут правительства ни в Баку, ни в Вашингтоне: Минский процесс мертв. И это правда. К сожалению, Минский процесс с самого первого дня был циничным соглашением, в котором все занимались не решением конфликта, а декларациями. Это привело нас к тому, что мы имеем сегодня, в 2014 году.

— Хотелось бы узнать ваше мнение относительно недавней критики послом США в Азербайджане ситуации с правами человека и ответной негативной реакции азербайджанской стороны. Влияют ли такие факторы на двусторонние отношения Баку и Вашингтона?

— У нас достаточно сложный механизм, созданный Конгрессом США, касающийся как прав человека, так и демократических институтов. По моему личному мнению американского гражданина, этот инструментарий, предлагаемый к использованию Госдепартаментом, имеет благородные цели, но очень примитивен, особенно там, где нужны очень деликатные механизмы. Это и создает проблемы для обеих сторон. Прогресса лучше достичь путем спокойной работы, действуя как партнеры, а не как оппоненты.

 Лейле ГУСЕЙНЗАДЕ

Азербайджанские известия.- 2014.- 10 июня.- С.- 1