Две стороны медали
Электронная система регистрации трудовых
договоров поможет активно бороться с неформальной занятостью
Государственная служба трудовой инспекции Министерства труда и социальной защиты населения в ходе проверок в строительных и торговых компаниях страны в апреле текущего года обеспечила заключение трудовых контрактов с 562 работниками, в мае эта цифра достигла 685. По информации пресс-службы ведомства, это на 34,5% выше соответствующего показателя прошлого года.
«Урожайными» оказались и результаты мониторинга в частном секторе экономики по соблюдению трудовых прав сотрудников. В апреле в ряде компаний выявлено свыше 2000 фактов нарушения трудового законодательства, в мае — около 1860. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в государственный бюджет в мае выплачено порядка 120 тыс. манатов в виде штрафов, что более чем в 95 раз превышает показатель аналогичного периода минувшего года. Кроме того, в мае сотрудникам различных компаний и предприятий была обеспечена выплата задержанных 43 тыс. манатов заработной платы. Взносы делить поровнуДинамика количества выявленных нарушений на отечественном рынке труда свидетельствует об актуальности проблемы. Трудовой договор является гарантией защиты трудовых прав гражданина, но не каждый работающий, к сожалению, имеет такой документ. Отсутствие контракта делает наемного работника уязвимым перед произволом работодателя, как это нередко случается, судя по обращениям в Госслужбу трудовой инспекции.
Как отмечает председатель Лиги защиты трудовых прав граждан Сахиб Мамедов, в стране около 4,5 млн работоспособного населения. Из них только треть оформили трудовые отношения с работодателями: более 900 тыс. трудовых договоров заключены в государственном секторе и всего 600 тыс. человек официально трудятся в частном секторе. И это значит, что примерно 70% трудоспособного населения является участниками нелегального рынка труда (Salamnews).
Неформальная занятость широко распространена в строительном секторе, на объектах бытового обслуживания, где более половины персонала не имеет трудовых контрактов. Еще один важный момент — соглашение с наемным рабочим заключается формально, в документе указывается сумма зарплаты значительно меньшая, чем человек получает реально. Как правило, она в 5-6 раз ниже реальной. Речь идет о практике «зарплаты в конверте» и «двойной бухгалтерии».
В корне проблемы, как считает независимый эксперт в области экономики, руководитель Центра экономического и социального развития Вюгар Байрамов, лежит желание недобросовестного работодателя уклониться от выплаты налогов. По предварительным подсчетам, отсутствие трудовых договоров с работниками ежегодно наносит экономике страны ущерб в размере около 300 млн манатов.
В Азербайджане работодатель обязан ежемесячно выплачивать социальные налоги за каждого сотрудника в размере 22% от суммы его зарплаты. В Европе же социальные взносы делятся поровну между ним и работником. По мнению эксперта, такое разделение налогов пополам было бы оптимальным решением и для нас. Одновременно следует усилить контроль над выполнением закона.
Между тем Минтруда и соцзащиты населения завершает работу по созданию электронной информационной системы регистрации трудовых договоров. Ее запуск ожидается в ближайшее время, после чего будут известны точное количество трудовых договоров, а значит, и дальнейшие шаги, которые необходимо предпринять в этой области. Зарплата в конверте
Рост числа должников по быстрым кредитам создал ситуацию, в которой люди сами ищут возможности получать зарплату неофициально. Такое мнение «Азербайджанским известиям» высказал глава одной из строительных компаний в Баку Агшин Керимов. По его словам, создание регистра трудовых контрактов работников, который способствовал бы исчезновению «зарплат в конвертах», необходимо, однако последнее происходит не всегда по инициативе самого предпринимателя.
«Хотя мы действительно используем зарплату в конвертах, однако зачастую это вынужденная мера, поскольку многие соискатели отказываются приступать к работе на иных условиях. Те же проблемы есть и у ряда других фирм, испытывающих дефицит специалистов, — говорит он. И поясняет: — Желание получать зарплату «по-черному» подпитывается тем, что в стране немало людей, у которых возникли трудности с оплатой взятых в банке быстрых кредитов. Потому-то они и ищут возможности для получения неофициального заработка».
Исправить ситуацию, по словам бизнесмена, могла бы организация общественной финансовой консультации лицам, попавшим в сложную ситуацию. Если бы человек мог получить разумные условия выплаты кредита, то он, возможно, оказался бы в лучшей позиции и не искал место работы с «двойной бухгалтерией».
Трудовой договор: от А до Я
Несмотря на то, что оформлять трудовые отношения в Германии можно как в письменной, так и в устной форме, специалисты рекомендуют настойчиво просить работодателя зафиксировать условия на бумаге. Заключенный устно договор автоматически считается бессрочным, и нанимающая компания обязана предоставить письменное подтверждение соглашения не позднее, чем через месяц после начала работы. «Несмотря на то, что в Законе о доказательствах (Nachweisgesetz) это четко прописано, никаких санкций по отношению к нанимающей стороне за нежелание выдать письменный экземпляр не существует, — поясняет член коллегии адвокатов города Берлина Мария Ровинская. — Однако если дело дойдет до судебного разбирательства, суд встанет на сторону работника».
Типовой формуляр для трудового договора немецким законодательством не предусмотрен, однако в том же Законе о доказательствах перечислен минимальный список пунктов, который должна содержать письменная форма договора:
— имена и адреса сторон;
— дату начала трудовых отношений, срок действия и дату окончания;
— место работы;
— описание трудовой деятельности;
— размер заработной платы и сроки выплат;
— график работы;
— продолжительность отпуска;
— сроки предупреждения при расторжении договора;
— указание о применении тарифных и внутрипроизводственных соглашений.
Кроме обычного трудового договора, сотрудник может заключить тарифное соглашение при поддержке профсоюза (Tarifvertrag), а также соглашение с участием производственного совета (Betriebsvereinbarung). «Тройная» защита не помешает на случай, если с работодателем возникнет конфликт интересов.
Не все компании готовы нанимать персонал на бессрочной основе и зачастую предлагают договоры с ограниченным сроком действия. Если в тексте контракта указана официальная причина таких временных рамок (например, сезонная работа или замена сотрудника на период декретного отпуска), то продолжительность занятости сотрудника определяет сам работодатель. Общая длительность временного трудового договора без указания причины не может превышать два года, при этом договор может продлеваться не более трех раз. «После этого организация обязана решить, оставляет ли она работника или расстается с ним», — говорит Мария Ровинская.
Мехрибан ТАЛЫБОВА
Азербайджанские известия.- 2014.- 10
июня.- С.- 2