Тонкие узоры музыкальной фрески

Под занавес сезона в Баку впервые показали  шедевр Верди — оперу «Дон Карлос»

 

Знаковая премьера для музыкально-театральной культуры страны состоялась на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Под занавес сезона и впервые за более чем столетнюю историю театра была представлена постановка оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос» в концертном исполнении.

Опера «Дон Карлос» — это великолепная романтическая фреска со сложнейшими ариями, плавно «перетекающими» в не менее интересные, ажурно-сплетенные ансамблевые сцены, и требующая квинтета первоклассных голосов, великолепной музыкальной координации. И, как следствие, для поддержания высокого уровня исполнений вокальных партий были приглашены ведущие солисты Украинской национальной оперы — заслуженные артисты Андрей Романенко (партия Дона Карлоса) и Михаил Киришев (Родриго, маркиз ди Поза).

Андрей Романенко — хороший, крепкий профессионал, со звучным голосом и точными верхами. Но еще ярче смотрелся Михаил Киришев. Его эмоциональной наполненности исполнение не могло оставить равнодушной публику — аплодисменты и крики «браво» звучали практически после каждого выхода украинского баритона.

Под стать ему было и отечественное трио исполнителей — Фарида Мамедова в партии Елизаветы Валуа, Сабина Асадова (Принцесса Эболи) и Акрам Поладов (Филипп II), которые совместно с украинскими коллегами, несмотря на концертную версию, разыграли драматическую поэму Шиллера, в основе которой подлинный исторический факт: чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом — Францией, испанский король Филипп II берет в жены французскую принцессу Елизавету Валуа, с которой ранее был помолвлен его сын Дон Карлос.

Особенно хочется отметить великолепное исполнение женских партий солистками нашего театра — тембрально и эмоционально насыщенное выступление Сабины Асадовой в ориентально-витиеватой «Песне о фате» (в дуэте с Реной Худат-заде) и арию O don fatale («Моя красота — коварный дар»), а также Фариду Мамедову, которая блистала великолепными верхними нотами, пианиссимо и «истаиваниями», что особенно ярко проявилось в знаменитой финальной арии Tu che la vanitaТы, познавший тщету всех надежд и стремлений»). Акрам Поладов в партии грозного ревнивого престарелого короля Филиппа особо не был убедителен, но свою «коронную» сцену Ella giammai m’amo («Нет, не любила меня») спел весьма вдохновенно, даже лирично, так что не пожалеть обделенного любовью короля было просто невозможно.

В целом постановка оперы «Дон Карлос» стала хорошим примером командной работы интернационального состава исполнителей, где каждый вокалист, не теряя свой сценической индивидуальности, действовал как важный элемент «единого организма». В опере Верди много монументальных хоровых номеров. Представленные в первой части концерта, они оказались под силу хору, в чем немалая заслуга хормейстера театра — заслуженного деятеля искусств Севиль Гаджиевой.

Опера «Дон Карлос» чрезвычайно сложна и для дирижерского исполнения. Маэстро Джаванширу Джафарову предстояла сложнейшая задача — не просто в кратчайшие сроки свести воедино солистов, хор и оркестр, но и наделить музыку должной театральной и симфонической мощью. На протяжении всего концерта маэстро вел оркестр ровно и уверенно, чередуя вердиевскую мощь и тончайшую поэтичность.

Великолепная, местами божественная музыка Джерди обволакивала, оставляя удивительный звуковой шлейф, которому еще раз хочется прикоснуться, послушать и прочувствовать.

Улькяр АЛИЕВА

Азербайджанские известия.- 2014.- 11 июня.- С.-3