Память сердца

Всю свою жизнь Шахнабат Векилова посвятила музыке  и работе с молодежью

Бытует мнение, что люди приходят в этот мир с определенной миссией. Если это действительно так, то миссия Шахнабат Закария гызы Багировой (Векиловой) заключалась в том, чтобы стать примером искренности, доброты, человеколюбия, высокого профессионализма. Эта удивительная женщина оставила в сердцах тех, кто ее знал, светлую память и чувство глубочайшего сожаления от невосполнимой потериаслуженный педагог Азербайджана, доцент кафедры «Теория музыки» Бакинской музыкальной академии им. Уз.Гаджибейли, Шахнабат ханым лучшие страницы своей биографии связывала с учебным заведением, в котором происходило ее профессиональное и духовное становление. Через всю жизнь она пронесла память о людях, которые сыграли в ее жизни неоценимую роль.

Шахнабат росла в семье, где любовь, бережное отношение друг к другу были следствием не только родственных чувств, но и серьезных испытаний — знаковых для 30-40-х годов прошлого столетия. Ее отец — Закария Векилов был выходцем из богатого рода агаларов. В архивах семьи хранятся ценные документы, подтверждающие не только знатную родословную Векиловых, но и благие деяния, которыми представители этой фамилии оставили след в истории Азербайджана. Достаточно сказать, что династия Векиловых дала стране таких выдающихся людей, как генерал Ибрагим ага Векилов, поэт Самед Вургун (двоюродный брат Закарии Векилова), выдающиеся медики Мамедрза ага и Фахри Векилов, знаменитая балерина Лейла Векилова, и многих других, среди которых военные, врачи, дипломаты, педагоги, инженеры и т.д.

Закария — предпоследний ребенок из 11 детей семейства Векиловых. Его отец был знаменитым юристом, который серьезное внимание уделял образованию своих детей. До 13 лет Закария много времени проводил в семье русского дворянина Макарова — постпреда России в Тифлисе, где вместе с его сыном Борисом получил хорошее воспитание и необходимое для своего возраста образование. Затем были годы учебы в Горийской семинарии, военно-кадетском корпусе, революция, репрессии (пребывание в лагере Соловки), тяжелое нездоровье, но он не сдавался и, более того, окончил АПИ им. М.Ф.Ахундова (ныне — Славянский университет), позже получил звание профессора этого вуза. Пережив страшные годы лагерей, Закария Векилов сохранил оптимизм и доброе отношение к людям.

Со своей супругой Закария Мамедович познакомился в Загатале, куда семья Анны Мишиной переехала из Армавира, спасаясь от голода. Со временем у них появятся две дочери — Шахнабат и Бебиэтта (Беба), которые в будущем станут музыкантами, избрав для себя профессию по призванию и любви. Да по-другому, наверное, и быть не могло: их родители были музыкальными по своей природе. Мама пела романсы и аккомпанировала себе на гитаре, отец прекрасно знал народную музыку. В такой семье учеба детей в музыкальной школе вполне предсказуема.

Был 1944 год. Первым педагогом девочки Шахнабат стала знаменитая Валерия Ивановна Сирович, профессиональный авторитет которой был непререкаем. После окончания семилетней музшколы №2 девочка поступает в школу-десятилетку при консерватории (ныне — Бюльбюлевская школа). Рассказывает Беба ханым: «С легкой руки папы Шахнабат, которой дали имя бабушки, папиной матери, все в семье стали называть Анася (от азербайджанского «anasы», то есть Закариянын анасы). И это имя ей, переполненной любви к людям, удивительно подходило. Анася с детства поражала всех своими разносторонними способностями: прекрасно училась, занималась общественной работой, была изумительной рукодельницей. «Золотые» руки ей достались, видимо, по наследству от мамы, которая умела делать все. Так и Анася: шила, вязала, плела кружева, делала очень интересные поделки, игрушки. А какой восторг и у детей, и у взрослых вызывали ее кукольные «театры», вырезанные и собранные из картона или тонкой фанеры! На сцене «театра» танцевали «морячки», «балерины» — марионетки, сделанные самой Анасей и ею же приводимые в движение. А она с легкостью дарила свои «театры» всем желающим — детям и педагогам».

При всей своей занятости девочка демонстрировала стабильно высокие показатели в учебе. Свои успехи воспринимала как само собой разумеющийся факт: никогда не выставляла напоказ свои знания, всегда была готова поддержать слабых учеников и делала это очень деликатно, чтобы не ущемить чувство достоинства одноклассников.

Окончание школы было не за горами, никто не сомневался, что впереди у Анаси — успешное поступление в консерваторию, но… она заявила, что хочет учиться в Москве, в Институте легкой промышленности. Никакие уговоры не помогали. Подключилась даже директор школы — авторитетнейшая Ковкеб ханым Сафаралиева, и все тщетно. Анася едет в Москву и, успешно сдав вступительные экзамены, поступает в институт.

На втором году обучения Закария Мамедович приехал в Москву в командировку и, решив сделать дочери сюрприз, отправился в общежитие. Анаси не оказалось на месте, но то, что он услышал от ее сокурсниц, глубоко взволновало его. Оказалось, что дочь плохо переносит московский климат, постоянно болеет, жалуется на головные боли. Выход из этой ситуации был один: академическая отсрочка.

На этот раз Анася послушала отца и вернулась домой. Прошел год, возвращаться в Москву она уже не захотела и начала готовиться к поступлению в консерваторию. На приемных экзаменах присутствовал ректор, профессор Джевдет Гаджиев. Оценив ответ абитуриентки самыми высокими баллами, Джевдет Исмайлович похвалил девушку за отличную подготовку. Позже ректор консерватории неоднократно отмечал успехи Шахнабат: «Что ни спроси — все знает!». Реакция самой девушки на такую похвалу была неожиданной: «Это плохо, что Джевдет Исмайлович так считает. Вдруг он что-то спросит у меня, а я не смогу дать правильный ответ».

Дипломная работа Ш.Векиловой была посвящена особенностям драматургии оперы С.Прокофьева «Война и мир». Председатель ГЭК, грузинский композитор Андрей Баланчивадзе, ознакомившись с дипломным исследованием студентки Векиловой, признался: «Я прочел эту работу как увлекательный роман».

Закономерным итогом успешной учебы и высокого уровня знаний выпускницы Векиловой стало поступившее в ее адрес предложение остаться работать в консерватории в качестве преподавателя. С 1964 года и до конца жизни Шахнабат ханым Векилова (позже — Багирова) верой и правдой служила своей профессии. Она не оставила после себя капитальных трудов, объемных исследований. Но жизнь людей складывается неодинаково, не каждому уготована ровная дорога к громкому успеху. Статьи Ш.Багировой, посвященные творчеству Ф.Амирова, Джаджиева, А.Меликова, ее выступления в печати, на конференциях создают образ ученого-исследователя.

Быть педагогом — искусство, требующее особого дарования и таланта. Эти ценные качества у Шахнабат ханым были дополнены еще и особым даром общения с молодежью, которую покоряли деликатность, открытость к добрым делам и поступкам их педагога, раскрывающего перед ними тайны гармонии, красоту сольфеджио, богатейший мир анализа музыкальных произведений. Многие из учеников Ш.Багировой сегодня работают в разных звеньях системы музыкального образования, многие из них носят почетные звания, имеют высокие научные степени. А по-другому и быть не могло, ведь сама Шахнабат ханым через всю жизнь пронесла любовь, верность и благодарность своим учителям, о которых всегда говорила и писала с особой теплотой и душевностью. И еще: она никогда не говорила плохо о людях, старалась видеть во всех только хорошее, радовалась успехам коллег и своих учеников.

Шахнабат ханым обладала удивительной способностью быть незаметной, но если при жизни ей это удавалось, то после ухода, как это ни парадоксально, ее отсутствие стало особо заметным.

Рая АББАСОВА,

Эхо.- 2014.- 19 июня.- С.- 3