Призрак революции и эхо Авесты
В своем творчестве художник Махмуд Бахши переосмысливает влияние искусства на политику
В Баку, в галерее YAY открылась персональная выставка иранского художника-концептуалиста Махмуда Бахши под названием TalkCloud. Общая суть экспозиции выражает новый взгляд на роль слова как средства влияния в современном мире и на его форму. С этой точки зрения данный проект интересен уже не только как любопытный эксперимент в области искусства, но и как социальное явление.
За свои без малого сорок лет жизни выпускник факультета скульптуры Тегеранского университета Махмуд Бахши успел многое: удачно выбрать сферу деятельности, вписать ее в политические реалии своей родины, найти в этой сфере нехоженую тропу и, наконец, представить свой весьма нетривиальный взгляд на многие вещи в этом мире не только своим соотечественникам, но и миллионам людей в других странах.
Активно выставляться Бахши начал относительно недавно. Начинал с коллективных выставок на родине, затем появились и персональные. Последних на его счету уже более десяти, из которых первая зарубежная прошла в 2010 году в Лондоне, в галерее «Саатчи» (он смог организовать ее благодаря полученной премии «Магия современного искусства Ирана»). Демонстрируемую сейчас в нашей столице экспозицию Махмуд Бахши уже показывал в Тегеране и Лондоне в нынешнем году.
Что касается участия в совместных выставках, то таких проектов на счету Махмуда Бахши несколько десятков. Помимо вернисажей на родине, его работы демонстрировались в Германии, Франции, Великобритании, Греции, Бангладеш и других странах, в том числе и в Азербайджане. В Баку работы художника были впервые показаны на совместной выставке Love Me/ Love Me Not в рамках 55-й Международной биеннале современного искусства, состоявшейся в прошлом году.
Махмуд Бахши успевает заниматься и теоретическими изысканиями. В частности, он автор учебника по скульптуре для студентов, а еще одно время исполнял обязанности главного и художественного редактора иранского журнала «Скульптура».
Сегодня этот талантливый художник живет и работает в Амстердаме — в рамках проекта арт-резиденции (творческой командировки с долгим проживанием), организованного Королевской академией изобразительного искусства.
Куратор выставки — искусствовед и теоретик искусства Дарья Кирсанова, живущая и работающая в Лондоне, — оценивает творчество Махмуда Бахши как новаторский прорыв в современном иранском искусстве: «Произведения Махмуда Бахши созданы в рамках стиля визуальной эстетики, получившего распространение после Исламской революции 1979 года. Махмуд Бахши переосмысливает новейшую историю Ирана посредством повторной контекстуализации официальных символов Исламской Республики Иран. Художник часто использует глубоко укоренившиеся исторические и традиционные символы, с их помощью он соотносит эти недавние исторические события с широким контекстом иранской идентичности».
TalkCloud — это междисциплинарный проект. Он включает в себя произведения скульптуры, серию рисунков и видео-арт. Его концепция проекта заключается в многогранных и многоуровневых взаимоотношениях между искусством и господствующей в Иране и других странах системой правления. Для Бахши данные взаимоотношения являются основной и долгосрочной темой его художественных изысканий. В представленной на выставке серии работ Махмуд Бахши исследует происхождение категории «политическое ангажирование» в искусстве. Однако художника интересуют не только взаимоотношения между искусством и политической властью. В своих произведениях он делает акцент и на взаимоотношения между искусством и иным претендентом в противостоянии власть–капитал.
Подсвеченные флюоресцентными красками скульптуры напоминают традиционные произведения персидской каллиграфии, только вот взамен известных поэтических четверостиший они отображают широко распространенные высказывания, связанные с социальной ролью искусства. В произведении цитируются высказывания лидеров иранской Исламской и Великой Октябрьской революций — Хомейни и Ленина, а также фразы современного духовного лидера Ирана — Али Хаменеи, основного идеолога соцреализма в искусстве Анатолия Луначарского и Энди Уорхола. Речи идеологов от политики и искусства предстают в «лайт-боксах» Махмуда Бахши в новом свете — как в прямом, так и в переносном смысле слова.
Любопытно, что сами по себе эти скульптуры имеют форму «облаков» (что отражено и в названии выставки). Такие облака можно встретить в искусстве разных эпох, в разных обличьях — от «китабе» (картушей с высказываниями) в средневековых мусульманских миниатюрах до облачков, или «пузырьков» фраз в комиксах и манге (так называемые speech balloon). Оторвав эти «облачка» от любого, какого бы то ни было контекста, Махмуд Бахши вписал их тем самым в контекст нашей современной жизни…
Цикл рисунков «Документарная форма» — это проект, начатый Махмудом Бахши в 2012 году. Цифровые рисунки, при создании которых использовались цветные чернила, напоминают известные пропагандистские иллюстрации, прославляющие жертв ирано-иракской войны. Бахши трансформирует эти иллюстрации в по-детски наивные, абстрактные рисунки, вырывая их тем самым из контекста «героической пропаганды» и превращая в новые, абстрактные графические символы.
Инсталляция из папье-маше и стали, состоящая из восьми панелей — она носит название «Моя Земля, Меридиан...° — …°, орбита …° — …° (Ясна, Стих 46)» — при такой же эпичной масштабности задумки имеет гораздо конкретное значение, важное прежде всего для искусства Ирана как такового. Ее можно смело назвать знаковым и для иранского искусства нашего времени, и для творчества данного автора.
Впервые эта вещь была продемонстрирована в 2004 году, но позднее, в 2013 году, ее смысл был уточнен и дополнен автором. К каждой панели была добавлена железная рама с цитатами из Ясны и точными географическими координатами той части границы, которая на ней изображена.
Восемь панелей символизируют восемь приграничных регионов Ирана и соотносятся с местом важнейших битв и серьезных конфликтов в истории страны. Эти битвы и конфликты полностью преобразовали страну, они превратились в мифы и разделили народное восприятие истории на «до» и «после».
Вместе с тем у числа «8» есть в данном случае и еще одно, сакральное значение. Ясна — это главнейшая часть сохранившейся Авесты. Она представляет собой сборник текстов, читаемых священнослужителями в одноименном богослужении, с приношением даров на алтарь. Так вот обряд чтения Ясны по традиции совершается восемью мобедами (жрецами)! Таким образом, восемь панелей инсталляции — это еще и прообразы жрецов.
Этот загадочный арт-паззл сложится в уме зрителя окончательно, если вспомнить, что истинный смысл чтения Ясны — это не просто восхваление творца — Ахура Мазды, а своего рода повторение жрецами истории сотворения мира. Воспроизводя с помощью даров мистерию сотворения мироздания, жрецы, согласно зороастризму, возвращают мир тем самым в то чистое, упорядоченное состояние, в котором он пребывал до нападения темных сил. Таким образом, обряд Ясны — это еще и прообраз окончательного обновления нашего мира и очищения его от скверны и зла. Поэтому Ясна всегда совершается на рассвете — ведь это время чистоты бытия.
Данная инсталляция — тоже своего рода служение, где художник и есть мобед, читающий Ясну, то есть жрец, напоминающий миру о его исходной чистоте. Это удивительное произведение располагает к рефлексии относительно социальной роли искусства в широкой исторической и философской системе ориентиров. То же самое, наверное, можно сказать и обо всем творчестве Махмуда Бахши.
Наиля БАННАЕВА
Азербайджанские известия.- 2014.- 19
июня.- С.- 3