Фидан ГАДЖИЕВА, заслуженная артистка Азербайджана: «Голос — это не более чем инструмент. Именно душа — самое важное для певца»

 

Все, что должно быть в оперной певице — яркая внешность, элегантность, артистизм, чувственность, ум и, конечно, голос, — все это гармонично совмещено в ФиданГАДЖИЕВОЙ. Недавно заслуженная артистка Азербайджана, солистка Государственного академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов вернулась на оперную сцену после длительного перерыва, связанного с рождением третьего ребенка. В конце прошлого года она вновь предстала перед азербайджанскими зрителями в образе зажигательной Карменкоторую она называет своей визитной карточкой. О себе, своем творчестве и ближайших планах она рассказала в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Самирой КЯЗИМОВОЙ.

Фидан, расскажите, чем еще порадуете в скором времени поклонников оперного искусства?

- 7 марта в Лондоне состоится мой первый сольный концерт под названием «Голос весны», на котором я планирую исполнить не только мировые классические произведения, но и арии из азербайджанской оперной классики - «Кероглу», «Аршин мал алан». Завершит музыкальный вечер песня «Азербайджан» из репертуара Муслима Магомаева. Я исполню ее на трех языках – азербайджанском, русском и английском. Кстати, на английский язык эту известную песню перевел мой супруг, который очень помогает мне в организации и подготовке концерта. Я хотела бы, чтобы после моего концерта британцы суть больше узнали об Азербайджане как о стране, богатой музыкальным и культурным наследием. А 19 апреля во Дворце Гейдара Алиева пройдет мой «азербайджанский» сольный концерт «Севгили джанан», в котором собираюсь сделать акцент на современные композиции и необычное звучание инструментов. Мое выступление будут сопровождать оркестр Академического театра оперы и балета под руководством дирижера Джаваншира Джафарова, а также молодой талантливый музыкантЧингиз Мустафаев со своей группой «Palmas». Чингиза я пригласила специально для того, чтобы он аккомпанировал мне во время исполнения песен в испанском стиле. Он великолепно играет фламенко, а это именно то, что нам и нужно. В концерте прозвучат также новые композиции на английском языке, написанные специально для меня.

Фидан, расскажите, как вы решили стать оперной певицей? Обычно девочки мечтают о славе в шоу-бизнесе или в кино…

 

- Мои родители не были музыкантами, но очень любили музыку. Папа великолепно играл на рояле. Когда к нам приходили гости, папа садился за инструмент и исполнял мугам. А мама пела. Дома хранилось множество кассет и пластинок с самыми разными направлениями музыки. Неудивительно, что когда мне исполнилось шесть лет, родители единогласно решили отдать меня в музыкальную школу имени Бюльбюля по классу фортепиано. Каждое утро я с радостью бежала на учебу. Мне нравилось учиться музыке. Тогда я думала, что стану музыкантом. Впервые я запела, когда услышала голос Фирангиз Ахмедовой. Сначала просто ее копировала, а потом… Потом все как-то закрутилось, понеслось. Со мной начал заниматься мой педагог Гусейн Алиев, потрясающий человек, который помогал мне не только в творчестве, но и в жизни. А после окончания школы поступила в Азербайджанскую государственную консерваторию.

- Вы помните свой первый выход на большую сцену? Что вы чувствовали тогда?

- Мне было 19 лет. В Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета проходило прослушивание и мне предстояло продемонстрировать себя и свой голос. Я вышла на театральную сцену, обвела взглядом зал и поняла, что это – мое! Я влюбилась в эту сцену с первого взгляда. С того самого дня я никогда не робела на подмостках нашего театра. Так я стала самой молодой солисткой Театра оперы и балета. А спустя два года – и самой молодой исполнительницей партии Кармен в одноименной опере Бизе. Многие не верили, что она мне удастся. Думали, провалю спектакль. Но у меня все получилось.

- А в жизни вы такая же, как и на сцене?

- Нет. В жизни я спокойная и уравновешенная. Меня не влечет «ветер перемен и приключений», как Карменситу. Все свое свободное время я посвящаю семье и детям. Мне нравится возиться по хозяйству, готовить вкусные блюда, заниматься с детьми чем-то полезным. Кстати, у нас нет няни. Если я или мой супруг Филипп заняты, за детьми присматривают моя сестра или мама.

- У вас большая по нынешним меркам семья – трое детей. Расскажите о них. Чем любят заниматься, кем хотят стать, когда вырастут?

- Моей старшей дочери Хаяле-Джорджии 9 лет. Среднему сыну Давуду-Дэвиду - восемь, а самому маленькому Эмину-Чарльзу – девять месяцев. Я, мама и сестра говорим с ними на азербайджанском, а Филипп общается с ними на английском. Они учатся в англоязычной специализированной школе. Хаяла-Джорджия и Давуд-Дэвид по натуре стеснительные дети. Не любят быть в центре внимания и избегают камер. Девочка прекрасно рисует и хочет стать дизайнером. Мальчик все время что-то изобретает, любит возиться с  конструкторами. Думаю, он станет архитектором. А младший обожает музыку. Как только слышит классическую музыку, замирает и внимательно слушает. А что будет дальше – посмотрим.

- Ваш супруг – англичанин. Расскажите, как вы познакомились?

- Мы познакомились в 1997 году. Тогда Филипп только приехал в Баку. Был Новый год, его компания справляла Christmas party в «Хаят Редженси» и меня пригласили исполнить ариюКармен. На мне было изумительно красивое платье, все расшитое бисером, точно по фигуре. Я заметила, что все взгляды были прикованы ко мне, и ощущала себя королевой бала. А потом я исполнила арию Кармен. И все это время мой будущий муж смотрел на меня, буквально не открывая глаз. Потом нас представили друг другу. Нескольких минут общения было достаточно, чтобы понять, что у нас с Филиппом общие интересы и взгляды на жизнь. Вторую часть вечера мы танцевали с ним азербайджанские танцы (смеется). Узнав, что я пою в оперном театре, попросил разрешения прийти на спектакль. Это был «Аршин мал алан», я играла в нем Асю. Правда, текст ему переводил его друг. После спектакля Филипп протянул мне либретто «Аршин мал алана», переведенное на английский язык, что мне было очень приятно. Потом целых четыре года, три из которых я работала по контракту в Турции, а потом училась в Италии, мы перезванивались и писали друг другу электронные письма. С каждым письмом я понимала, что Филипп – мой человек. Поэтому когда мне предложили остаться в Италии еще на неопределенный срок, я отказалась. К тому времени я уже была уверена, что в Баку меня ждет любимый. Но прежде чем Филипп сделал мне предложение, он должен был познакомиться с моим отцом. Сначала папа не воспринял это всерьез. Стал меня отговаривать, мол, вы же с Филиппом разные. Он - христианин, а ты мусульманка. Как вы будете жить вместе? (улыбается). Тогда я и призналась отцу, что люблю Филиппа и выйду замуж только за него. Мама и сестра были в курсе нашей дружбы.

Когда Филипп мне звонил, я светилась от счастья. Поговорив с ним, отец согласился выдать меня за Филиппа. Супруг очень серьезно подошел к свадебному вопросу. Вместе с другом-азербайджанцем выбирал сладости для хончи, красный шарф, свечи, зеркало, «келле-генд». Ведь все должно было быть согласно азербайджанским традициям. Свадьба была веселой и интернациональной. Отметить знаменательный в нашей жизни день приехали родные и друзья Филиппа. И вы знаете, спустя почти 10 лет я понимаю, что сделала правильный выбор. Я уже не представляю жизни без Филиппа. Очень его люблю… Филипп всегда меня поддерживает и помогает во всем, он делает для меня переводы на английский язык либретто и партий, ездит со мной на концерты, и, если надо, сидит с детьми, когда я занята. Я благодарна ему за понимание и поддержку.  Знаете, я верю в Судьбу. Все, что ни происходит со мной в этой жизни, – неслучайно и символично. В моей жизни было немало неприятных и печальных моментов. Когда 10 лет назад умер мой отец - человек, который помогал мне в жизни и поддерживал, я находилась на восьмом месяце беременности. Я молила Всевышнего, чтобы он дал мне силы вынести все это и от переживаний ничего не случилось с малышкой. Через 40 дней после смерти отца родилась Хаяла-Джорджия. Один родной человек ушел из моей жизни, а другой – пришел, чтобы опять наполнить ее радостью и счастьем. Такова жизнь…

- Что, по-вашему, самое важное для человека творческой профессии?

 

- Желание работать и развиваться. Я постоянно работаю над собой и продолжаю учиться. И это несмотря на то, что у меня превосходная база.  Во всем, что касается музыки, я - профессионал. Знаю музыку, как говорится, от ноты и до ноты. Считаю, что человек, решивший стать профессионалом в той или иной области, должен знать все тонкости своего дела. Он должен учиться, хорошо знать теорию и практиковать свои знания. Долгое время я училась в Италии – на родине оперного вокала. Там же я выучила итальянский язык, потому что большая часть оперных партий поется на итальянском. Начинающие оперные исполнители часто спрашивают меня, что нужно сделать, чтобы достичь определенных высот в своем деле. Я всем советую учиться, поставить цель и идти к ней. Чтобы добиться признания и славы в оперном искусстве, нужно знать эту музыку от «А» до «Я». Изучать историю музыки, тонкости вокала, разбираться в малейших нюансах. Нужно изучать иностранные языки, потому что твое произношение на итальянском или английском должно быть безупречным.

- На ваш взгляд, нужно ли популяризировать оперу? Или каждый вправе выбирать «свою» музыку?

- Популяризация оперы очень важна. Надо с детства прививать любовь к качественной музыке. Люди должны уметь различать музыку хорошую и плохую. Что творится на наших телеканалах? Что показывают людям? Сплетни, слухи, разборки между представителями шоу-бизнеса. Почему бы не снять качественную передачу, посвященную серьезной музыке? Например, опере. Многие скажут, что не все могут понять этот вид искусства. Ведь опера зародилась на рубеже XVI- XVII веков как явление элитарное. Первыми слушателями оперных исполнителей были короли и вельможи. Это уже потом опера стала самым демократичным из искусств. Таковой она и остается до сих пор в Европе. Хотелось бы, чтобы и в Азербайджане поклонников оперной музыки стало больше. Было бы здорово, если бы наши режиссеры сняли фильм-оперу или оперетту. Именно азербайджанскую, с нашими мотивами и «миллизмами». С удовольствием снялась бы в таком фильме. Или же выступила бы в хорошем мюзикле. Недавно мы с супругом смотрели мюзиклы «Mamma Mia» и «Призрак оперы» в Лондоне. Было просто великолепно! Почему бы и в Баку не поставить нечто подобное? Ведь в нашей стране имеются все условия для этого - сильные, талантливые исполнители и хореографы, большая сцена и материальная база.

- Интересно, а какая музыка звучит в вашем доме? Что слушаете в семейном кругу?

- В нашем доме всегда звучит музыка. Супруг любит слушать Энди Уильямса, Фрэнка Синатру, группу «АББА», Шостаковича, Рахманинова. Из азербайджанских музыкантов он слушаетГабиля КамалаЗаура РзаеваАйбениз Гашимову, группу «Гая». Мне тоже по душе эта музыка. Еще я обожаю голос Муслима Магомаева. Он был певцом от Бога!

 

- А с кем из мировых оперных исполнителей вы с удовольствием выступили бы на одной сцене?

 

- С Андреа Бочелли. У него божественный голос! Красивый тембр голоса и приятная манера исполнения. Бочелли поет душой (задумывается). Знаете, голос - это не более чем инструмент. Поэтому именно душа - самое важное для певца.

Самира Кязимова

Азербайджанские известия.- 2014.- 5 марта.- С.- 1