Он был настоящим героем
Де Голль считал Ахмедия
Джебраилова одним из самых достойных людей
Достойным человека делает сила его характера. Это то, что побуждает его идти к цели, несмотря на возникающие сомнения или даже страхи. Поэтому никто и ничто не может стать препятствием на пути стремлений сердца сильного человека. А когда к этому прибавляется душа, мы говорим о непоколебимой вере. Вере, которая способна поистине творить чудеса, наделяя порой ее носителя почти невероятными способностями. И это — факт, подтвержденный примерами многих героических поступков.
Кроме того, сильный человек способен четко давать два простых ответа: «Да» и «Нет». При этом зависят они не от ситуации или мнения окружающих его людей, или их ожиданий. А исключительно от поставленных перед самим собой целей. Да, возможно, такая категоричность приводит к непониманию со стороны окружающих. Но время все расставляет на свои места. И, в конце концов, его идеи становятся стремлениями большинства, а поступки — легендами, передаваемыми из поколения в поколение как пример мужества и героизма.
Целеустремленный и сильный человек не придает значения повседневной мишуре, не заботится о популярности, его мало трогает то, что кто-то пытается присвоить его заслуги себе. Самое главное для него — благополучие и счастье других людей, пусть даже они и не понимают его альтруизма.
Именно поэтому, даже проигрывая какое-то «сражение», он уверен в том, что «войну» выиграет. И для него абсолютно не важно, станет ли он сам свидетелем этой победы или нет, настолько сильна его вера в идеалы человечества и общепризнанные нравственные ценности, его стремление сделать жизнь людей лучше. Честь для него — это святое, его жизненное кредо.
Сильного человека всегда можно узнать по его поведению — он держится прямо, не знает чувства страха, всегда позволяет высказываться другим, но при этом поступает так, как считает нужным сам. Но это — в мирное время. Если же идет война, то никто не смеет оспаривать его мнение, настолько силен его авторитет.
Чаще всего только одно имя сильной личности производит на людей большее впечатление, нежели все его звания и регалии. В нем присутствует необычное сочетание харизмы и широты души, и это делает его незабываемым для всех, кому доводилось с ним общаться, позволяет ему «читать» людей, находящихся в его окружении, все скрытое в тайниках их души. Современники говорят про таких людей: «Он способен видеть сквозь стены и даже сквозь время…». Сильный человек никого не оставляет равнодушным, вызывая совершенно разную реакцию и эмоции — одни им восхищаются, другие — дрожат от страха.
Отмечу, что люди, говоря о сильных личностях, чаще всего употребляют такие эпитеты, как «Лидер», «Спаситель», «Вдохновитель», и все они — лексико-семантические средства выражения уважения к личности, чей авторитет в обществе весьма высок.
Память о настоящих героях живет в веках. Их помнят, рассказы о них и их деяниях передают из поколения в поколение, чтобы не канули во тьму веков имена тех, кто сыграл судьбоносную роль в истории своей страны и народа. Чтобы поддерживать этот дух в тех, кто еще молод и кому необходим пример для подражания.
Когда я говорю о героях второй мировой войны на моей родине — во Франции, я, прежде всего, вспоминаю Шарля де Голля. Известно, что он дважды побывал в Азербайджане, еще, будучи главой французского Сопротивления. Тем не менее приняли его здесь так, будто он уже был президентом Франции — с почестями и уважением. Де Голль приехал в Азербайджан неспроста: ему необходимо было повидаться со своим азербайджанским другом, тоже участником Сопротивления — Ахмедия Джебраиловым, который жил тогда в Шеки. Де Голль считал Ахмедия одним из самых достойных людей, потому что тот был настоящим героем, спасшим жизни многих французов. Размышляя над этим историческим фактом, я подумал, что сильные личности на каком-то интуитивном уровне чувствуют друг друга, их судьбы пресекаются не зря, даже, несмотря на то, что они граждане разных стран. Я убежден, что при посещении Баку де Голль почувствовал не только потенциал азербайджанского народа, но и то, что Азербайджан — это страна будущего, гордая и независимая. Ведь именно здесь удивительным образом пересекались, да и пересекаются, Европа и Азия, и Азербайджан стал страной, на которой лежал тяжелый груз ответственности — справляться с влиянием как Запада, так и Востока в сложное военное время. И при этом он сумел остаться самим собой, — аутентичным, гордым и прогрессивным. Не случайно именно здесь, в Азербайджане, женщины первыми получили право голоса еще в 1918 году!
Думаю, что во французском и азербайджанском патриотизме есть много общего. Хотя бы потому, что граждане обеих стран смогли объединиться во время второй мировой войны и сделали это во имя самой светлой цели — свободы. И сегодня в наших странах много мужчин и женщин, готовых пожертвовать жизнями во имя своей Родины.
Во Франции мы гордимся освободительницей Жанной д’Арк, а здесь почитается Томрис, одержавшая победу над Киром II, считавшимся непобедимым. Если в Галлии Шарлеман противостоял римскому императору Цезарю, то, вновь вернувшись к истории Азербайджана, можно вспомнить великого Атропата — «человека, защищенного огнем». Именно его дружба с Александром Великим изменила ход истории и границ.
Мне очень нравится каждый день открывать для себя все новые и новые страницы истории Азербайджана. И знаете, чем больше я узнаю, тем больше начинаю сравнивать его историю с историей моей Родины — Франции.
Но хотелось бы вернуться к Шарлю де Голлю. Этот человек обладал поразительной способностью смотреть под разным углом зрения, проведя тщательнейший анализ, он принимал одно, но твердое решение. Он обладал даром убеждения, и на момент капитуляции Франции именно это позволило ему зажечь искру надежды в сердцах французов.
Во времена, когда де Голль возглавил Сопротивление, Франция была разрушенной и измученной страной. Мои предки узнали, что такое нищета, познали все ужасы эвакуации, прошли сотни километров пешком по дорогам, устланным трупами их знакомых, а, возможно, и членов семьи…
Французы услышали послание человека — умного стратега и в то же время мечтателя. Именно он благодаря твердости характера и всем тем качествам, о которых я говорил выше, привел их к миру и спас Францию. Именно поэтому моя мама была защищена от войны и разрухи и жила в эпоху реконструкции, реиндустриализации и реформ. Ей повезло — она была свидетелем возрождения родной страны.Я думаю, что читатели сами сумели провести аналогию с великим азербайджанцем, десятилетия спустя спасшим Азербайджан от гражданской войны…Память весьма важна, необходимо помнить, что самое главное — это мирное небо над головой. И только не забывая о тягостных страницах нашей истории, мы можем надеяться на развитие, мечтать и строить наше собственное светлое будущее.Ахмед Мишель дал Франции больше, чем он предполагал. Его память пройдет сквозь годы и поколения. Ахмедия Джебраилов и другие герои-азербайджанцы дали возможность мне, французу, написать сегодня об этих сильных людях, патриотах, память о которых чтут во Франции — стране, во имя свободы которой они жертвовали своими жизнями.
И это и в их честь тоже надпись над входом в Пантеон гласит: «Великим людям благодарна Отчизна».
Александр БУАССОН
Азербайджанские известия.- 2014.- 2
мая.- С.- 3