Памяти Мастера
Заслуги Акшина
Ализаде в развитии национальной композиторской школы неоценимы
Акшин Ализаде — поистине один из последних могикан азербайджанского искусства эпохи его блестящего расцвета, яркий представитель славной когорты поколения 60-70-х годов ХХ века, успешно продолжившей великие традиции Узеира Гаджибекова и своих учителей — Кара Караева и Джевдета Гаджиева. За полвека беззаветного служения родной музыкальной культуре им были завоеваны и покорены многие вершины в искусстве, замечательные произведения композитора получили широкое признание, вошли в концертный репертуар многих азербайджанских и зарубежных исполнителей, заняли почетное место в истории национальной музыки.
Смерть Мастера вызвала много искренних взволнованных откликов коллег, друзей, учеников. Композитор Эльмир Мирзоев написал на своей странице в Facebook: «Только что получил удручающую новость — скончался известный композитор и наш учитель Акшин Ализаде. Его заслуги в современной композиторской школе неоценимы».
Музыковед Зумруд Дадашзаде: «Акшин Ализаде — выдающийся композитор, учитель... Многое в моей жизни связано с творчеством Акшина Алиевича. Моя дипломная работа о 3-й симфонии, первая московская рецензия о премьере балета «Бабек» для журнала «Советский балет», первая книжка — она о творчестве Акшина Ализаде... Пять лет работы в Союзе композиторов — работы тяжелой, изнурительной, но интересной — сколько встреч, пленумов, фестивалей было проведено... В 1997 году статья к юбилею А.Ализаде в газете «Бакинский рабочий» с указом о награждении его орденом... Очень больно, когда уходят такие личности... Светлая память...»
Из откликов в Интернете: «Очень горько терять выдающихся личностей... с их уходом из жизни уходит целая эпоха... «(Дилором Аманнуллаева)». И еще один отзыв: «Очень большая утрата... Вдвойне больно, когда знаешь человека лично. Почти 30 лет жить в одном доме с человеком такой величины. Знать его как доброго, отзывчивого и милейшего человека. Светлая память...»
Композитор Акшин Ализаде всегда радел о судьбах азербайджанской музыки, он был настоящим бойцом и образно сравнивал свою жизнь с войной, борьбой за прорыв нашей музыкальной культуры, за сохранение ее глубинной национальной самобытности, за то, что впервые удалось сделать Узеиру Гаджибекову, а вслед за ним и тем, кто составил национальную гордость азербайджанского искусства.
Композитор всю жизнь четко следовал своим принципам в искусстве, его творческим кредо было не замыкаться в сугубо национальных рамках, а уверенно идти в ногу со временем, используя самые новые средства музыкальной выразительности. По его глубокому убеждению, удел творца — создавая музыку, воплощать в жизнь все новые замыслы, чувствовать ответственность за написанное.
Вклад А.Ализаде в азербайджанскую музыкальную культуру получил высокую оценку — он был удостоен звания народного артиста, лауреата Государственной премии Азербайджана, а за заслуги в области развития музыкального искусства композитор был награжден орденами «Шохрет» и «Шараф».
Акшин Ализаде не дожил нескольких недель до своего семидесятисемилетия — он ушел из жизни третьего мая, а родился в Баку 22 мая 1937 года. Любовь к народной музыке, к классической восточной поэзии он унаследовал от своего отца — Алигулу Ализаде, который был великолепным ее знатоком и прекрасно исполнял народные песни. А мать композитора, Бикя ханым, врач, преподаватель медицинского института, была для него воплощением педагогических принципов: строгости и ответственности, преданности избранному делу. Племянник Героя Советского Союза, легендарного Мехти Гусейнзаде, Акшин муаллим всегда высоко чтил и гордо следовал традициям семьи, честно и безупречно выполняя свой долг.
Заниматься композицией Акшин начал еще в музыкальной школе у Митхата Ахмедова, который привлек его внимание к сочинению. После окончания специальной музыкальной школы-десятилетки будущий композитор поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию. Его формирование происходило под влиянием двух корифеев национальной музыкальной культуры — Джевдета Гаджиева, в классе которого он учился композиции, и Кара Караева, с которым он был близок по духу, часто общался, обсуждая многие наболевшие творческие проблемы, сохранив преклонение перед этими большими мастерами на всю жизнь. Он всегда с благодарностью, с особым трепетом говорил о том, что творчество композиторов старшего поколения было для него своеобразной путеводной звездой и не давало отклониться от верного направления в поисках собственного пути. И признавался: «Когда рядом большой композитор, который может оценить, дать совет, то это и обязывает и вдохновляет. Мы трудились не для званий, не для дипломов. Для меня был важен сам творческий процесс».
Успешным был дебют композитора, первые победы он познал уже в годы учебы. Его Соната для фортепиано (1959) была удостоена первой премии на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов в Москве. Дипломная работа Ализаде — Первая симфония (1962) также принесла успех автору. Исполненная во время фестиваля «Закавказская весна», была замечена и слушателями, и критиками и заслужила положительные отзывы многих видных представителей музыкального искусства. Это было свежее дыхание «новой фольклорной волны», время напряженных поисков современных средств выражения.
Первые творческие достижения Ализаде подытожила и закрепила Камерная симфония, созданная в неоклассицистском духе и пронизанная радостным мировосприятием и тонким воплощением народно-песенного мелоса, была обращением к самым древним, исконным народным напевам. С тех пор народное искусство и его богатые традиции — в числе творческих приоритетов композитора. Народная музыка, ее специфические ритмоинтонации составили своеобразный основополагающий стержень музыки композитора.
Он был убежден: «В современном культурном пространстве невозможно изолированное существование национальной культуры в отрыве от общемировых тенденций развития. Поэтому особую актуальность приобретают бережное сохранение и претворение на новом уровне традиций народной музыки».
Акшин муаллим высоко ценил и оберегал одно из высших достижений нашего народа — мугам, к которому часто обращался, используя его поистине неисчерпаемые возможности во многих своих сочинениях, в частности в симфониях. Самыми яркими примерами этой линии его творчества могут служить Третья и Четвертая — Мугамная — симфонии. Принципы мугамного развертывания, содействующие раскрытию драматически насыщенного, контрастного образного содержания, способствовали яркой индивидуальной трактовке симфонического цикла. А ведь именно в симфоническом жанре наиболее ярко проявилась творческая индивидуальность А.Ализаде — профессионала высокой пробы, глубокого серьезного музыканта, самобытного симфониста.
Как признавался сам композитор, его целью было найти новое воплощение азербайджанской симфонической музыки. «В мире существует много симфоний высочайшего уровня, среди них есть и гениальные, но мы, азербайджанцы, должны найти свою симфонию. Потому что именно в симфоническом произведении зарождается и происходит развитие общемировой музыки. И поэтому каждый из нас, композиторов, стремится сказать свое слово, чтобы наша музыка могла быть... достойно представлена в мире. Это самое трудное».
Акшин Ализаде смог сказать новое слово в своих многочисленных симфонических произведениях, тонко синтезируя национальные мугамные традиции и авангардные приемы композиции. Композитор всегда с благодарностью говорил о роли народного искусства: «В том, что я мало ошибался в своей музыке, — заслуга народной музыки и мугама, которые не дали мне отклониться и уйти в сторону. Впрочем, если бы я сегодня начинал сочинять музыку, я бы делал это по-другому, ибо композитору свойственно искать свой язык выражения, адекватный тому, что его интересует...».
В справедливости этих слов мы можем убедиться, обратившись к концертному жанру в творчестве композитора. Концерт для скрипки с оркестром, Поэма для виолончели с оркестром — это произведения, сложные по стилистике и музыкальному языку, чутко отразившие непростые драматические реалии современного бытия. Здесь явственно выражены новый подход к трактовке жанра, индивидуальное прочтение традиционного противопоставления и противоборства солирующего инструмента и партии оркестра.
А.Ализаде внес значительный вклад в развитие азербайджанского балета. Он создатель первого в Азербайджане героико-эпического балета «Бабек». Написанное в 1979 году по поэме Сельвинского, это произведение (премьера — 1986 г.) как бы пророчески предвосхитило будущие трагические катаклизмы нашей современной истории. Для композитора образ Бабека стал символом объединения азербайджанского народа в борьбе за свободу и независимость.
Следующий балет «Путешествие на Кавказ» (2002), в котором нашли отражение события азербайджанской истории и образ замечательной поэтессы Хуршудбану Натаван, также воплотил животрепещущие проблемы нашей современной истории, как бы выражая принцип «прошлое в настоящем». Эта же тенденция проекции событий прошлого в современную жизнь проявилась в последнем одноактном балете — «Вальс надежды» (2008), действие которого происходит в начале ХХ века, в смутные тревожные предреволюционные времена.
Многообразны были творческая палитра и масштаб выразительных приемов композитора, всегда индивидуальным, неповторимым становилось и музыкальное наполнение его сочинений. Прелестная, импрессионистически тонкая прозрачная звукопись его изумительных миниатюр для камерного оркестра — Пастораль и Ашугская, красочная Сельская сюита перекликаются с необыкновенными в своей звуковой чистоте и кажущейся внешней простоте оригинальными хоровыми миниатюрами Баятылар. Плакатность, насыщенная звуковым размахом, грандиозная фресковость отличают кантату «Азерилер» и многие хоровые полотна композитора: Празднество и Песнь о благословенном труде на стихи Наби Хазри. Камерно-инструментальное творчество Ализаде — Портрет художника для скрипки и фортепиано, Дастан для фортепиано, Диалог для скрипки и органа — также насыщено поисками новых решений. Огневой энергией стихии народного танца пронизано великолепное Джанги для симфонического оркестра. Особой, плодотворной и привлекательной для композитора и чрезвычайно успешной областью творчества Ализаде была музыка к кинофильмам и театральным постановкам, их было свыше пятидесяти.
Творческий портрет Акшина Ализаде был бы неполным без упоминания его общественной и педагогической деятельности. На протяжении долгих лет Акшин муаллим работал на кафедре композиции в Бакинской музыкальной академии — вначале ассистентом в классе Дж.Гаджиева, а затем профессором кафедры композиции, вел курсы оркестровки и инструментоведения.
Активную работу А.Ализаде проводил и в Союзе композиторов Азербайджана. С 1985 по 1990 год он возглавлял эту творческую организацию, а в 2007 году на последнем съезде был вновь избран секретарем Союза. Он был также секретарем Союза композиторов СССР. Его высокий авторитет в творческой среде, принципиальность, ответственность, борцовские качества характера проявились и в бытность композитора депутатом Верховного Совета в самый разгар карабахского конфликта.
Он воплотил в жизнь свою четкую позицию, заключающуюся в том, что за время пребывания на земле человек должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево. Оба сына Акшин муаллима стали известными музыкантами, коллегами и единомышленниками отца.
Акшин Ализаде был сильным человеком, чуждым внешних эффектов, стойко переносящим жизненные испытания. Несмотря на болезнь, он продолжал педагогическую и творческую деятельность. Вот как отозвались на известие о смерти Мастера его студентки Тамилла Сулейман: «Благодарю Бога за то, что мне посчастливилось учиться у Акшина Ализаде... Доброго, светлого, искреннего, отзывчивого человека, гениального музыканта, который стал для нас — его учеников — другом, наставником... Дай Бог миру побольше таких людей... Аллах ряхмят элясин» и Гудсия Юсиф: «Я помню каждый урок с мэтром... Уходят последние... светлая память...»
Не каждый учитель удостаивается после смерти таких слов признательности от тех, кому он открывал не только тайны профессии, но и собственным примером учил достойной жизни в искусстве!
Рейхан АЛИЕВА
Азербайджанские известия.- 2014.- 7
мая.- С.- 3