Глядевший на мир с любовью

Живописец Шамо Абасов оставил после себя светлые полотна, полные добрых персонажей

Ушел из жизни Шамо Абасов. Это человек, о котором просто невозможно говорить в прошедшем времени. И не нужно! Пусть эта статья, посвященная его памяти, будет такой, словно Шамо по-прежнему с нами — работает в своей мастерской, участвует в выставках и бесконечно расширяет удивительный мир своих полотен, с их уникальной, узнаваемой Вселенной.

Мир иллюзий и двойных смыслов, иронии и глубоких противоречий, любви и чувственности… Попадая в мир фантазий художника Шамо Абасова, невольно ощущаешь себя гостем на неизведанной и прекрасной планете, которую населяют сказочные персонажи, в которых можно узнать себя. Опрятная, скромная мастерская, повсюду развешаны и расставлены холсты, с которых смотрят необычные люди, своеобразно привлекательные, чего-то вечно ожидающие и преображающие пространство вокруг. Застрявшее в другом измерении время в этой мастерской идет своим спокойным, неторопливым шагом. Шамо гостеприимно приглашает к столу и греет на печке эмалированный чайник. Говорит тихо, на лице добрая и открытая улыбка. Он рассказывает о своей жизни и своих работах немного отстраненно, пряча взгляд, как будто смущаясь, но так искренне и откровенно.

Шамо — художник со счастливой творческой судьбой. А счастливым творческого человека делает возможность творить. Шамо живет своим искусством, в своем хрупком, непостижимом, чистом мире, в котором нет ни самонадеянных амбиций, ни жажды славы. Слава нашла его сама. Его персональные выставки проводятся не только в Баку, но и за рубежом. Его работы путешествуют из одной страны в другую, экспонируются в галереях, оседают в музеях и частных собраниях. А мир самого Шамо Абасова сосредоточен в стенах его мастерской. Именно тут, в фантазиях художника, и проживается истинная жизнь, честная и настоящая, а за пределами мастерской жизнь кажется ему абсурдной и надуманной.

Шамо Абасов — неординарный человек, он настоящий художник, который может видеть окружающий его и нас мир в совершенно неожиданных и непостижимых ракурсах. Он способен играть привычными формами, к примеру, изобразив автобус в образе обнаженной женщины, или яства на столе — в образах соблазнительных русалок, животных, фантастических существ. Может превратить женщину в сказочную птицу Симург и получается у него вся эта чертовщина необыкновенно убедительно. Поначалу кажется забавным, и только потом начинаешь понимать, что стоит только взглянуть на мир глазами Шамо, как он начинает преображаться и серая действительность окрашивается в красочную радугу вымышленной, приукрашенной реальности, от которой на душе становится теплее. Как говорит сам художник: «Жизнь проста и незамысловата, но в ней есть что-то очень важное, что может увидеть только зрячий». Тогда жизнь станет интереснее и красочнее, веселее и, конечно, добрее.

Вообще говоря, добро — главное, что привлекает художника в людях, которые всегда являются для него неисчерпаемым источником изучения. Он может распознавать в человеке глубоко скрытые эмоции, прочувствовать глубинные процессы самоанализа. Да, это именно так, хотя на первый взгляд его работы наполнены легким юмором и кажется, что они легко считываются.

Главный действующий персонаж его картин почти всегда женщина. Эти стилизованные женские портреты в действительности не собирательные абстрактные образы — это реальные женщины или, точнее, женские истории — у каждой свое настроение, своя красота — иногда тонкая и чувственная, иногда яркая и даже вульгарная, иногда по-детски непосредственная, иногда печальная и замкнутая. Поразительно, что, несмотря на искусственную статичность этих образов, они полны внутреннего движения и жизни.

Мужчина в картинах Шамо предстает всегда в однажды найденном и ставшем его своеобразным брендом образе. Это забавный, порой суетливый и любопытный или безразличный ко всему вокруг и праздно проводящий свой досуг, простодушный маленький человечек, который как через копировальную бумагу во множестве вариаций размножается на полотнах художника. Очевидно, в представлении художника мужчины все на одно лицо — на одну душу, на одну жизнь, на одно чувство. Это своеобразное отношение к жизни, неординарная философия, жизненные наблюдения художника и его выводы, а все вместе его субъективный мир.

Но не все так пессимистично. В картине «Раздумье» этот безответственный, вечно пирующий или подсматривающий, сбоку приютившийся и никчемный мужичок задумался о чем-то, его лицо помрачнело, сдвинулись брови, взъерошились усы, знаменитая кепка-аэродром скосилась набекрень. Надо дать ему шанс все изменить в своей жизни!

Шамо Абасов удивительно точно прочувствовал своеобразие азербайджанского национального колорита в тонко схваченных типажах и комических ситуациях. Во взаимоотношениях его героев считываются до боли знакомые образы Абшерона и людей, населяющих этот удивительный полуостров. В его картинах даже традиционное бакинское застолье под гранатовым деревом передает ощущение не мимолетности, а полноты радостных мгновений жизни, понимание того, что без некоторой беззаботности нашего земного существования, невозможно достичь подобной невероятной легкости бытия.

Живопись Шамо Абасова своеобразна и индивидуальна по стилистике — в ней отсутствуют линейная перспектива и объем, изображение строится строго симметрично, плоскостно с помощью особой организации форм и цветовых масс.

За плечами художника большая и серьезная школа — он выпускник художественного училища имени А.Азимзаде и Ленинградского высшего художественного училища имени В.Мухиной. Шамо Абасов таил в себе весьма многогранный творческий потенциал. Он работал с керамикой и деревом, что также нашло отражение в определенном подходе при создании форм и объемов, использовании локального цвета в контрастном, звучном сочетании.

Его живописные работы по технике и стилистике разнообразны и их можно условно разделить на периоды. Ранний период, где больше реалистичных, постановочных произведений, дальше поиск художника себя и смысла жизни в экспрессионистических работах, отличающихся сложным колоритом, пастозностью мазка, дальше отход в сторону упрощения и схематизации, к контрасту цвета, гладкой фактуре холста, четкому контурному рисунку. В его своеобразном и легко узнаваемом почерке воедино сплелись многие стили и направления современной живописи, а также национальной традиции, которая придает картинам мастера неповторимый цветовой и орнаментальный фон, так гармонично подчеркивающий сюжетную линию произведений.

Этот ирреальный, смешной, добродушный и сказочный мир, который населен, с одной стороны, такими узнаваемыми и, с другой стороны, придуманными художником персонажами может стать на мгновение реальным для нас. Стоит сделать всего один шаг и, оказавшись рядом с героями картин от души посмеяться, поразиться волшебным превращениям, прокатиться на сюрреалистичном автобусе, попировать за сказочным столом, а потом, вернувшись в нашу реальность, навсегда сохранить в своей душе частичку этого чудесного и доброго мира — мира, созданного настоящим азербайджанским художником Шамо Абасовым.

Ширин МЕЛИКОВА

Азербайджанские известия.- 2014.- 21 мая.- С.- 3