Рауф ГАДЖИЕВ, замминистра экологии и природных ресурсов: «Нам надо всерьез
привлекать население к аквакультуре»
Проблемы Каспийского моря и, прежде всего, сохранения его биоразнообразия всегда были и остаются наиболее актуальными для руководства нашей страны. О том, какова сегодня ситуация с запасами ценных пород рыб на Каспии и что делается для их охраны и роста популяции, рассказывает в интервью агентству 1news.az заместитель министра экологии и природных ресурсов Азербайджана Рауф ГАДЖИЕВ.
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние запасов осетровых в Каспийском море и какова доля этих запасов в водах Азербайджана?
— На самом деле ситуация весьма удручающая. В начале 80-х годов прошлого века годовой объем вылова осетровых по всему Каспию составлял около 30 тыс. тонн; в 1992 году уровень добычи осетровых для всех прикаспийских государств (кроме Ирана) снизился в два раза и составил уже 14 тыс. тонн. За последние же десятилетия уловы осетровых в Каспийском еще более уменьшились по сравнению с 80-ми годами — в 30 раз! Так, в 2010 году уловы уже составляли не более 1 тыс. тонн, причем для всех пяти прикаспийских стран, вместе взятых. Одним словом, осетровые Каспия в настоящее время находятся на грани потери своего промыслового значения.
— В чем причина такого резкого снижения популяций осетровых рыб?
— Их несколько. Основные — это перелов, то есть чрезмерный вылов в 80-90-х годах в результате браконьерства; зарегулирование почти всех нерестовых рек, и прежде всего Куры; загрязнение Каспийского моря; отсутствие единой системы регулирования рыболовства на всем море и, наконец, дестабилизация экосистемы моря в результате отрицательного воздействия вселенца-гребневика (mnemiopsis leidyi). Запасы осетровых рыб в азербайджанском секторе Каспия по тем же причинам резко сократились и составляют сегодня 12-15% от общекаспийских запасов.
— Что конкретно делают Азербайджан и другие прикаспийские страны для предотвращения сокращения рыбных запасов в Каспийском море?
— Дело в том, что падение численности рыбных запасов является общей тенденцией, характерной для всего Каспийского моря, а не только для Азербайджана. За последние годы была проведена определенная работа по сохранению уникальных биоресурсов Каспийского моря. Разработаны и осуществляются мероприятия по борьбе с браконьерством с участием всех правоохранительных и природоохранных организаций республики. Однако, несмотря на все меры, предпринимаемые прикаспийскими странами по сохранению, воспроизводству и охране биоресурсов Каспийского моря, антропогенное воздействие на экосистему моря пока еще не позволяет нам приостановить процесс падения численности рыбных запасов.
— Будет ли введен мораторий на промышленный вылов осетровых рыб?
— Как известно, на третьем саммите глав прикаспийских государств в ноябре 2010 года в Баку президенты стран поручили правительствам разработать механизм введения пятистороннего моратория на коммерческий вылов осетровых видов рыб.
На недавнем четвертом саммите глав прикаспийских государств в сентябре 2014 года в Астрахани было ратифицировано Соглашение о повышении статуса Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря от межведомственного до межправительственного. Одними из задач этой новой международной региональной структуры станут разработка, согласование и введение моратория на коммерческий вылов осетровых рыб в Каспийском море. Однако еще намного раньше, в 1979 году, Азербайджан в одностороннем порядке ввел запрет на промышленный вылов одного из ценных видов осетровых — шипа, который был занесен в Красную книгу, а с 2008 года — и на белугу. С 2011 года Азербайджан вообще отказался от коммерческого вылова всех 4 видов осетровых рыб. В последние годы большинство прикаспийских стран не осуществляют коммерческого вылова осетровых. Вылов осуществляется только с целью искусственного воспроизводства для рыбоводных заводов и научных исследований. Прикаспийские страны в отдельности пока сохраняют технический мораторий на вылов осетровых рыб до тех пор, пока не будет принято всеобъемлющее пятистороннее Соглашение о моратории на их коммерческий вылов. Однако, несмотря на все эти меры, из-за резкого снижения запасов осетровых рыб в последние годы возникли сложности с нехваткой производителей даже для целей их искусственного воспроизводства.
— Каким образом в условиях общего снижения запасов осетровых рыб в Каспийском море Азербайджан старается решать проблему воспроизводства этих видов рыб?
— В настоящее время в Азербайджане действуют четыре осетровых рыборазводных завода для искусственного воспроизводства запасов осетровых рыб. Последний из них и самый крупный в Каспийском регионе производительностью до 15 млн мальков в год — Хыллинский осетровый рыбоводный завод — был построен по инициативе общенационального лидера Гeйдaра Aлиeва и принят в эксплуатацию в 2003 году. Все эти четыре завода ежегодно выпускали в море до 20 млн мальков осетровых. Однако в связи с подрывом их запасов в последние годы затруднена заготовка планового количества производителей из природных условий, в силу чего ежегодный общий выпуск молоди не превышает 3-5 млн рыб. В связи с этим еще в 2004 году на базе этого самого крупного завода в регионе нами было предложено организовать и успешно проводится в настоящее время формирование маточного поголовья осетровых рыб в заводских условиях. Уже имеются 10-летние особи разных видов осетровых рыб, что в дальнейшем позволит избавиться от необходимости заготовки естественных производителей этих рыб из природы. В ближайшее время удается довести мощность заводов до выпуска 20 млн штук молоди осетровых в год, а в дальнейшем выйти на проектную мощность всех 4 заводов — до 30 млн экземпляров в год.
— Какие меры нужно предпринять для того, чтобы увеличить снизившийся за последние десятилетия объем рыбной продукции и потребления ее населением?
— За последние 20-30 лет потребление рыбной продукции в расчете на душу населения в Азербайджане сократилось в несколько раз и сейчас составляет около 5,7 кг в год. Тогда как среднемировой показатель на душу населения составляет 18 кг в год. Наиболее высокий он в Японии — свыше 70 кг, а также в Китае — свыше 50 кг. В последние годы отмечается выраженная тенденция нарастания в развитии товарной аквакультуры в мире, тогда как в рыбохозяйственном комплексе Азербайджана аквакультура продолжает занимать незначительное место.
— Каким образом развитие товарной аквакультуры может повлиять на решение социально-экономических задач?
— Учитывая сегодняшнее довольно напряженное состояние биоресурсов Каспийского моря, необходимо определить предосторожный подход к рыболовной деятельности. Следует развивать аквакультуру в нашей стране и в целом в Прикаспийском регионе, привлекать население к аквакультуре как к новому виду деятельности. Это позволит уменьшить незаконный рыбный промысел и улучшить экологическое состояние Каспийского моря. Основным приоритетом для рыбохозяйственного сектора всех прикаспийских стран, в том числе Азербайджана, является развитие ферм аквакультуры во внутренних водоемах. При этом огромное значение будет иметь создание правовых и социально-экономических условий для изменения направления деятельности прибрежного населения, которое будет переориентировано от рыболовства на разведение осетровых рыб на фермах. Это позволит уменьшить антропогенное давление на природные популяции рыб (особенно, осетровых), содействовать охране окружающей среды и сохранению биоразнообразия.
— Какие правовые условия должны быть созданы для развития аквакультуры в Азербайджане?
— Летом текущего года Министерством экологии и природных ресурсов был подготовлен измененный и усовершенствованный закон Азербайджанской Республики «О рыбном хозяйстве», который был принят парламентом и утвержден президентом страны. Старый закон не охватывал правовые и политические рамки быстроразвивающегося частного сектора аквакультуры. Поэтому в новый усовершенствованный закон были введены новые положения о правилах ведения аквакультуры. Думаю, такой подход позволит обеспечить устойчивое развитие аквакультуры в сельской местности, создать альтернативные источники заработка, повысить уровень здоровья и благосостояния прибрежного населения страны.
Азербайджанские известия.- 2014.- 5
ноября.- С.- 1