Сахиба ГАФАРОВА, член делегации Милли меджлиса в ПАСЕ: «Идее о крахе мультикультурализма можно противопоставить наш опыт»

 

Сахибу ГАФАРОВУ застать трудно: то она в Шамкирском районе, откуда избрана депутатом Милли меджлиса, то в Вене, где принимает участие в работе семинара, посвященного поддержке исполнения закона против бытового насилия. К тому же профессор Гафарова бывает занята в международных программах и проектах, участвует в работе международных конференций. Об этом и многом другом — в ее беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Элеонорой АБАСКУЛИЕВОЙ.

- Вы два года возглавляли подкомитет ПАСЕ против расизма и ксенофобии, теперь - по гендерному равенству и дискриминации. Насколько эти проблемы актуальны для Европы, что создаются специальные структуры?

- Подкомитеты создаются, безусловно, тогда, когда Парламентская ассамблея СЕ видит актуальность той или иной проблемы и считает необходимым проанализировать ситуацию и дать свои рекомендации. Так появился и подкомитет против расизма и ксенофобии, председателем которого я была избрана. Факты проявления расизма, нетерпимости, ненависти одних людей к другим, которых становилось все больше и больше в Европе, привели к необходимости выработки стратегии борьбы с этими опасными для стабильности и развития общества явлениями. Свое избрание я расцениванию как высокую оценку европейским сообществом атмосферы толерантности, существующей в нашей стране, как признание заслуг азербайджанской делегации в ПАСЕ. Во время любых дискуссий, связанных с обсуждением вопросов борьбы с ксенофобией, нетерпимостью, неравенством, я всегда апеллирую к опыту нашей страны. И вот почему. Появившаяся на Западе и поддержанная руководством ряда европейских стран идея о крахе мультикультурализма неверна и бесперспективна. Противопоставить ей можно наш опыт, основанный на том, что толерантные, уважительные взаимоотношения между разными этносами, проживающими в нашей стране, сформировались не только исторически, но являются следствием государственной политики. Она направлена на создание равных условий и возможностей для национальных меньшинств, на поддержку их национальных культур, на уважение их традиций и обычаев. Именно в таких условиях возможно сохранение мира и стабильности в многонациональных государствах, каковыми вследствие глобализации становятся и страны Старого Света. Недавнее создание Бакинского центра мультикультурализма - ответ скептикам, не верящим в возможность мирного сосуществования представителей разных культур и даже больше - цивилизаций.

- В качестве примера можно, наверное, привести и опыт Бакинского славянского университета, где выработаете более тридцати лет…

- Наш университет – действительно можно считать символом политики мультикультурализма. Боюсь, что звучит пафосно, но по сути - верно.  В БСУ – десять центров языка и культуры разных народов. У нас преподают славянские языки – русский, украинский, белорусский, чешский, болгарский, польский. Наши студенты изучают и неславянские языки – греческий, турецкий, английский, немецкий, французский. Причем по трем специальностям – филология, перевод и регионоведение. Существование этих центров языка и культуры, как и само создание 14 лет назад самого университета, – убедительное подтверждение заботы государства о сохранении и развитии толерантности, передачи подрастающему поколению взглядов и идей, способных обеспечить стабильность общества и его процветание. Мне видится естественным то, что главой подкомитета  против расизма и ксенофобии стал представитель такого вуза, как наш, к тому же занимающий должность проректора по международным связям. И еще хочу подчеркнуть, что БСУ - не частный вуз, это - государственный университет, установки обучения и воспитания в котором базируются на принципах равенства и толерантности, так необходимых сегодня в каждой стране.

- Вы во второй раз стали главой подкомитета, что  редкий случай для этой международной организации, - теперь уже по гендерному равенству. Насколько эта проблема актуальна, на ваш взгляд?

- Подкомитет, который я возглавляю, входит в состав комитета по вопросам равенства и недискриминации, что и обусловило его появление в ПАСЕ. А мое участие в нем скорее вызвано тем, что я давно и много занимаюсь гендерной проблематикой. Для нас, вышедших из советской действительности, где все были равны,  гендер был понятием совершенно новым. Изучить это явление, понять, что это такое, мне как ученому было очень интересно. Что я и начала делать, работая в Западном университете, поскольку по второму образованию, полученному в АУЯ, я специалист по английской филологии. В Западном университете я была деканом, завкафедрой и членом Центра гендерных исследований. Отсюда все и пошло. Я стала участвовать в международных программах и проектах. Будучи доктором наук, свою научно-исследовательскую деятельность в рамках Фулбрайтовской программы в университете штата Мичиган я связала с  Институтом по проблемам женщин и гендерных исследований. Выступала с лекциями в американских университетах, этой теме посвящено много моих выступлений и на сессиях ПАСЕ.

- Каковы были темы ваших выступлений?

- Они связаны с опытом нашей страны в этой области. Пусть не покажется удивительным, но многие вопросы, которые пытаются решить на Западе в сфере гендерной политики, у нас уже решены. Например, часто задаваемый мне вопрос, который меня вначале удивлял, а теперь я к нему привыкла: «Вы получаете одинаковую зарплату с проректором-мужчиной?»  Я думаю, что  моим соотечественникам ответ известен заранее. Или другой: «С какими проблемами как женщина вы столкнулись при избрании депутатом?» Я рассказываю своим европейским коллегам о том, что равные права избирать и быть избранными азербайджанские женщины получили еще в начале прошлого века, ранее представительниц многих европейских  стран. Но и сегодня все это только получает развитие. Государственная политика  направлена на поддержку женщин, решение их проблем и всего, что связано с их деятельностью. Все больше женщин приходят в органы местного самоуправления, и это не случайно, а связано с их умением  обустраивать все вокруг себя, чтобы было комфортно семье, детям. Опыт наших женщин, сумевших в тяжелые 90-е годы для спасения своих семей браться за любую работу, менять профессию, открывать свое дело, говорит и о том, что предпринимательство, особенно малый бизнес, без женщин представить уже нельзя. И число успешных бизнесвумен растет.

- Тогда в чем же сегодняшние проблемы женщин - наших и зарубежных?

- У  нас это – ранние браки, идущие из тех же 90-х. Другая проблема связана с глубинами нашего менталитета и касается приоритета в появлении на свет мальчиков. Много делается  для того, чтобы изменить ситуацию. Большую работу проводит Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей, не случайно международные организации высоко оценивают деятельность руководства страны в этом направлении.

Что же касается Запада, то там борются, в первую очередь, с неравноправием в оплате женского труда,  женской безработицей, особенно женщин-инвалидов, и другими явлениями, которые особенно обострились в период глобального финансового кризиса. Скажем, несколько лет назад на одной из международных конференций мы обсуждали вопрос, касающийся увольнения женщин- стюардесс. В отличие от мужчин-стюардов их увольняли в более раннем возрасте, считая, что они теряют внешнюю привлекательность. Но неправильно сужать понятие «гендер», связывая его только с женщинами. К нему относится и защита прав мужского населения. Так, рассматривался вопрос о праве мужчин-отцов на уход за детьми.  К тому же обсуждаются вопросы равенства, относящиеся к различным меньшинствам.

- Помимо участия в разрешении этих  проблем вы также активно участвуете в полемике с армянскими депутатами  на сессиях ПАСЕ. Осенняя сессия нынешнего года была, скажем мягко, напряженной, как, впрочем, и предыдущие. Что послужило причиной на этот раз?

- Полемика с членами парламентской делегации Армении в ПАСЕ у нас  ведется постоянно, на каждой сессии. Причиной служат постоянные нападки армянской стороны  на Азербайджан и его народ, причем совершенно бездоказательные, построенные на лживых посылах. Позволять вводить в заблуждение европейских парламентариев члены нашей делегации не считают для себя возможным, и мы даем отпор каждому, кто старается очернить наш народ. На одной из сессий, когда один из армянских парламентариев в очередной раз предпринял попытку обвинить Азербайджан в отсутствии толерантности и дискриминации национальных меньшинств,  я в своем выступлении подчеркнула, что Армении в эпоху глобализации удалось превратиться в моноэтническую страну, и напомнила о том, что вследствие оккупации азербайджанских территорий и проведенных этнических чисток более 1 миллиона наших соотечественников стали беженцами. А также о ходжалинском геноциде, который армяне осуществили как способ показать азербайджанцам, что армяне могут пойти на уничтожение мирного населения. И я еще добавила, что они, оккупировавшие чужие земли, осуществившие  этнические чистки, не имеют никакого права говорить о морали.

- Удивительно, что парламентарии из двух наших стран не занимаются совместно поиском мирного решения,  не могут найти общую точку зрения ни по одному вопросу.

- Ничего удивительного я в этом не вижу. Иначе армянские парламентарии вряд ли бы возражали против создания в ПАСЕ подкомитета по Нагорному Карабаху и назначения докладчика  по этому вопросу.

- У вас много ипостасей. Депутат, проректор БСУ, доктор филологических наук, мать  и просто красивая женщина. Как справляетесь? И как расставляете приоритеты?

- Конечно, это нелегко, но моя семья мне помогает. Сыновья уже взрослые, работают. А что касается приоритетов, настолько все срослось  в связке семья- работа, что все зависит от того, что на данный момент важнее. Очень ценю время – и свое, и чужое.

 

Э. Абаскулиева

Азербайджанские известия.- 2014.- 18 ноября.- С.- 1