Теймур РАДЖАБОВ, международный гроссмейстер: «Всегда с огромной радостью
возвращаюсь домой»
В эти дни в Баку проходит первый этап очередного розыгрыша Гран-при ФИДЕ с участием многих ведущих шахматистов мира. Среди претендентов на призы есть и наш земляк — гроссмейстер Теймур РАДЖАБОВ, вот уже многие годы входящий в когорту сильнейших шахматистов планеты. В нашем «субботнем интервью» он отвечает на вопросы агентства Day.Az, рассказывает о своих спортивных и жизненных пристрастиях, об отношении к тем или иным явлениям окружающего его мира.
— Теймур, почему именно шахматы, а не другой вид спорта?
— Шел 1990 год, наша республика переживала тогда тяжелые времена. Мне было немногим более трех с половиной лет. По вечерам сидели, в основном, дома, и в один из таких вечеров отец решил научить меня игре в шахматы, хотя и не верил, что в таком возрасте я что-то пойму в них. Но, к его удивлению, я стал быстро воспринимать суть игры, и когда он дал мне решить довольно сложную для моего тогдашнего уровня шахматную задачку, я с ней успешно справился. После этого папа решил, что у меня есть способности к шахматам, и стал регулярно заниматься со мной и через год повел меня в школу Олимпийского резерва, а позже в шахматный клуб «Спартак». Первыми тренерами были замечательные люди и шахматные педагоги Павел Вайнтрауб и Самир Бадалов. Ну и, конечно, папа, кандидат в мастера спорта СССР, который также очень много со мной возился и занимался. Успехи у меня пошли быстро, и к шести годам я был уже хорошим перворазрядником, а вскоре победил на международном детском турнире для шахматистов до 10 лет в Германии. С результатом 13 очков из 13 — то есть я выиграл все партии.
— Самая значимая победа в вашей спортивной карьере.
— У меня было много значимых и важных побед, но победа над Гарри Каспаровым на супертурнире в испанском Линаресе особо памятна для меня. Мне было 15 лет, и в связи с моими успехами организаторы пригласили меня на самый сильный турнир года, так называемый шахматный Уимблдон в Линаресе. Во втором туре я встречался с Каспаровым, который к тому моменту уже 20 лет возглавлял мировой рейтинг-лист и не проигрывал белыми фигурами в течение 8 лет. Партия была очень напряженной и интересной, и мне удалось осуществить красивую тактическую идею и жертвой фигуры добиться победы.
Она придала мне уверенности на долгие последующие годы и укрепила веру в себя. У меня, вообще, положительный счет с Каспаровым по итогам четырех партий в классические шахматы, которые мы с ним сыграли в разных турнирах. Из последних важных и значимых для меня партий были встречи с чемпионом мира Магнусом Карлсеном на супертурнире в Шамкире в этом году. Мне удалось переиграть его в интересной, сложной борьбе и выиграть у него микроматч из двух партий.
— Кто из великих шахматистов является вашим кумиром?
— В детстве моими кумирами были Михаил Ботвинник, Михаил Таль и Анатолий Карпов. Партии Ботвинника и Карпова мне нравились с точки зрения логики и гармонии игры, ну а Михаилом Талем, думаю, невозможно не восхищаться за его искрометные атаки с фейерверками бесстрашных жертв.
— В 2003 году на турнирах в Линаресе, Вейк-ан-Зее и Дортмунде вы обыграли трех чемпионов мира: Руслана Пономарева, Гарри Каспарова и Вишванатана Ананда, что сделало вас первым игроком, победившим трех чемпионов мира в течение одного года. Какой из этих гроссмейстеров доставил вам больше хлопот?
— Все три партии протекали в сложной, интересной борьбе. Трудно выделить из них какую-то одну, именно с «хлопотной» стороны. Все три чемпиона старались осложнить мою победу чисто шахматными средствами, т.е. уйти от поражения, выискивая наиболее эффективные пути обороны. Но в этих партиях мне удалось преодолеть их сопротивление.
— 11 мая 2006 года вас избрали послом доброй воли UNICEF от Азербайджана. В чем заключается ваша деятельность в этой организации?
— Мы занимались проблемой йододефицита у детей. Эта проблема, кстати, остро стоит и в Азербайджане. Я снимался в ролике по этой проблеме по линии UNICEF, участвовал в различных семинарах и конференциях.
— Баку принимает один крупный турнир за другим. Скоро у нас пройдут первые в истории Евроигры, потом — Шахматная олимпиада, матчи Евро-2020… Как подобные мега-проекты влияют на имидж Азербайджана на мировой арене?
— Получить право на организацию какого-то значимого проекта в своей стране — это, на мой взгляд, очень престижно. Это как в шахматах выиграть крупный турнир. Все в мире уже знают о способности Азербайджана принимать соревнования высочайшего уровня и прекрасно организовывать их. Приведу пример только из шахмат. Посмотрите, как великолепно был организован супертурнир по шахматам в Шамкире в этом году, посвященный памяти нашего товарища по сборной, гроссмейстера Вугара Гашимова. Турнир с участием чемпиона мира. Знаете, я побывал на многих крупнейших супертурнирах и скажу вам, что в плане организации это был один из самых лучших турниров, проводившихся в мире. Это признают самые взыскательные международные шахматные эксперты.
— Какие бонусы принесет Баку Всемирная шахматная олимпиада 2016 года? Поможет ли она еще больше популяризировать шахматы у нас в стране?
— Конечно, поможет! Шахматы не входят в программу Олимпийских игр, хотя в один момент мы были близки к вопросу включения этого вида спорта в олимпийскую семью. Но шахматисты имеют свою отдельную Олимпиаду, которая проводится раз в два года. В ней участвует около двухсот стран. Это грандиозный шахматный праздник на мировом уровне. Большое внимание к нему и у мировой прессы. Дети буквально заражаются этой атмосферой, и им тоже хочется стать знаменитыми шахматистами, которых любят, уважают, за которых болеют. И вместо улицы они начинают постигать таинства этой древней игры, которая учит организованности, вниманию, логике, борьбе, целеустремленности. Сейчас во многих странах на государственном уровне приняты программы введения курса шахмат в общеобразовательных школах. И Азербайджан стал одним из первых, кто это сделал, и находится в авангарде всего этого.
— Шахматные турниры длятся не один день. Успеваете ли вы за это время соскучиться по Родине?
— Конечно, успеваю соскучиться. Всегда с чувством большой радости возвращаюсь домой. Приятное чувство Родины посещает меня уже тогда, когда я прихожу на посадку на рейс в Баку. Здесь я сразу попадаю в родную атмосферу.
— Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Как вы считаете, может ли современный человек прожить без Интернета или, например, соцсетей? Как часто вы сами пользуетесь этими возможностями?
— А вы вспомните чувство, если Интернет не работает или работает плохо (смеется). И чувство, когда Интернет заработал, да еще и с высокой скоростью! Это момент, когда грусть сменяется радостью (смеется). Соцсети в разумных дозах — это вполне нормально. Главное в этом деле, как и во всем остальном, — не переборщить. Тут уместно пользоваться наставлением, что все, что много, — плохо.
— Вы сторонник пышных застолий или любитель справлять праздники в узком семейном кругу?
— Предпочитаю застолья в узком семейном кругу или с близкими друзьями. Но если это пышные застолья пару раз в году, тоже не отказываюсь. Меня радует, когда люди вокруг веселятся. Любимые праздники — это Новый год и Новруз байрамы.
— Чем вы интересуетесь в свободное от работы время?
— Очень люблю спорт. В свободное время могу поиграть в большой теннис, в пинг-понг. Мне нравится наблюдать любые спортивные мероприятия, я вживаюсь в образ спортсменов так, словно сам выступаю в данном виде спорта. Меня это очень захватывает на эмоциональном уровне. Очень люблю наблюдать за жизнью животных. Раньше часто посещал бакинский зоопарк. На турнирах стараюсь в день отдыха посетить местный зоопарк. Люблю ходить на художественные выставки. Смотрю кино, читаю книги. В общем, все как у всех.
Азербайджанские известия.- 2014.- 4
октября.- С.- 1;2