Гвен БЕРЧЕЛ, глава организации «Объединенная помощь Азербайджану»:
«Азербайджан стал для меня второй родиной»
Благотворительная организация United Aid for Azerbaijan (UAFA — Объединенная помощь Азербайджану) работает в нашей стране уже 17 лет. Сегодня UAFA одна из наиболее авторитетных благотворительных организаций, помогающих детям из уязвимых слоев общества получить доступ к образованию, медицинской помощи и другим видам услуг. О том, чем запомнились прошедшие годы, какими результатами стоит гордиться и к чему стремиться в будущем, в интервью 1news.az рассказала учредитель и бессменный руководитель UAFA Гвен БЕРЧЕЛ.
— Что привело британскую подданную в Азербайджан? И довольны ли вы тем, чего удалось добиться за эти годы?
— Я приехала в Азербайджан в ноябре 1997 года, и тогда у меня не было цели остаться здесь так надолго. Это было просто приятное приключение. Мой отец был вовлечен в переговоры о нефтяном контракте в то время и приезжал в Азербайджан периодически с 1992 года. Он заинтересовал меня рассказами об этой стране, к которой проникся симпатией, и мне тоже стало интересно приехать и посмотреть Азербайджан. Вот так это все и началось. Так как на тот момент у меня уже был опыт работы с детьми в благотворительных учреждениях, то я решила продолжить такую же деятельность и здесь.
— Чувствуете ли вы сегодня, по прошествии 17 лет, стремление и готовность к продолжению работы?
— Моя история немного отличается от опыта большинства иностранцев, которые приезжают в Азербайджан по контракту на определенный срок, зная, что после его окончания они покинут эту страну. Я же приехала сюда по своей собственной инициативе. Я поселилась здесь, тут мой дом, моя семья. Для меня Азербайджан стал второй родиной. Я очень люблю свою работу, и мне крайне близка философия нашей организации. Со временем я поняла, чего хочу добиться в Азербайджане — создать такую организацию, которая бы действительно помогала людям и которой люди могли бы доверять. Думаю, что мне это удалось. UAFA помогает различным уязвимым группам населения — мы предоставляем людям те услуги, к которым раньше у них не было доступа. Параллельно мы ведем диалог с правительством, чтобы опыт внедрялся в систему на общегосударственном уровне. Порой для этого необходимо совершенствование законодательства и социальной политики в различных областях.
— Можно ли выделить среди ваших инициатив те, которые удалось довести до общегосударственного уровня?
— В 2012 году мы выступили с инициативой организовать реабилитационные центры для детей с инвалидностью. Совместно с Министерством финансов и Министерством труда и соцзащиты населения мы осуществили пилотный проект в этой сфере. Это дало хорошие результаты для людей, которые нуждаются в этих услугах. В то же время это оказалось полезно для неправительственного сектора, который получил возможность окрепнуть, получить новый опыт.
Сегодня, через два года после того, как мы предложили эту инициативу, Министерство труда и соцзащиты Азербайджана заключило со многими НПО в стране, в том числе и с нами, договор на проведение работы по созданию таких центров.
— Кто является основным финансовым донором в реализации инициатив UAFA?
— В последние годы основным донором становится государство. Но когда мы только начинали, среди тех, кто поддерживал нас финансово, были преимущественно крупные международные компании, представленные в Азербайджане. Со временем мы перешли на спонсирование посредством грантов. Сегодня же нас поддерживают и государство, и очень много местных компаний, и даже отдельные люди. Это естественный процесс. Организации, подобные UAFA, не должны постоянно ориентироваться на внешние источники финансирования, учитывая, что у Азербайджана достаточно ресурсов на поддержание подобной деятельности.
— Деятельность UAFA сосредоточена преимущественно на развитии сферы образования, здравоохранения и социальной помощи. Можно что-то добавить в этот перечень?
— Сфера нашей деятельности несколько шире. Мы сфокусированы на нуждах детей из уязвимых социальных групп, неблагополучных семей. Это могут быть дети из бедных семей, или же дети с какой-либо формой инвалидности, или же живущие крайне далеко от необходимых для жизнеобеспечения государственных объектов (школы, больницы и т.д.). Зачастую проблема носит более широкий социальный характер и в поддержке нуждается вся семья. Самыми сложными случаями являются те, где сталкиваешься с комбинацией перечисленных факторов. Нашей основной задачей в любой ситуации является обеспечить то, чтобы ребенок остался в семье, так как родная семья — всегда лучшее место для ребенка, его развития и воспитания. Нашим основным фокусом являются дети с инвалидностью, так как именно они наиболее уязвимы. Если такие дети воспитываются в специальных интернатах, то всецело зависят от тех людей, которые за ними ухаживают. Если же они воспитываются дома, то практически лишены возможности социальных контактов, так как не могут выходить на улицу, учиться в школе вместе с другими детьми и т.д. И если семья не в силах заботиться о своем ребенке, нужно помочь этой семье, чтобы она могла справиться с этой ношей.
— В каких регионах Азербайджана вы осуществляете свою деятельность?
— На юге мы работаем в Лянкяране, Билясуваре и Джалилабаде, на северо-западе — в Гяндже и Шамкире, на севере — в Хачмазе и Сиязани. Мы представлены также в Сумгайыте и, конечно, в Баку и бакинских поселках. Сотрудников UAFA сосредоточено больше в регионах, нежели в столице. В Баку наша работа преимущественно состоит в диалоге с правительством. Мы тесно работаем с парламентским комитетом по социальным вопросам и активно участвуем в законотворческом процессе. Последним примером были поправки, внесенные, согласно нашим рекомендациям, в закон Азербайджана о специализированных социальных услугах. Они были приняты в декабре 2012 года. Мы также работали над Семейным кодексом Азербайджана. Давно, еще в 2001 году, мы представили свои рекомендации к поправкам в закон об образовании детей с инвалидностью.
— В сфере дошкольного образования, помимо UAFA, инициативы выдвигают Министерство образования и Детский фонд ООН (UNICEF). Не происходит ли дублирования функций?
— Между различными структурами, занимающимися схожими проблемами, безусловно, присутствует координация. Но дублирования функций не происходит: разные организации — разные инициативы. Каждый из нас занимается разными группами детей. К примеру, инициативы UNICEF в сфере дошкольного образования касаются преимущественно детей в возрасте 5-6 лет. То, что предлагаем мы, — это занятия с детьми от 2 до 6 лет. Занятия предполагают инклюзивность, то есть проводятся для групп, где есть и дети с инвалидностью. Мы предлагаем проводить эти занятия поблизости от дома, не отрывая их от привычной обстановки. Министерство же обеспечивает функционирование официальных детских садов, которые расположены в крупных городах или населенных пунктах.
Согласно государственной стратегии, целью ставится обеспечение доступа детей дошкольного возраста к образованию до 90%. Единственная возможность достичь этой цели — обеспечить доступ к дошкольному образованию в селах, деревнях и небольших городках.
— Какие перемены в азербайджанском обществе вы видите за последние годы в том, что касается отношения к детям с инвалидностью?
— Когда мы только начинали свою работу в Азербайджане, родители таких детей были намного больше подвержены стигме — они боялись выводить своего ребенка, боялись показывать его соседям, людям вокруг. Сегодня эта стигма постепенно ослабевает. Частично этому способствует внедрение инклюзивной формы образования, которая помогает детям с ограниченными физическими возможностями приобщиться к основной системе образования в стране. Такие перемены происходят частично благодаря инициативам со стороны государства, а частично благодаря процессу, происходящему в самом обществе, в каждой отдельной семье. Сегодня, если смотреть на прошедшие 17 лет, позитивные перемены в этом отношении налицо, однако много работы еще впереди.
— На вашем столе фотография с королевой Великобритании Елизаветой II. Расскажите, пожалуйста, об этой встрече.
— Это случилось в 2004 году, совершенно неожиданно. На фотографии королева вручает мне медаль за особый вклад в образование. Это своего рода признание заслуг людей, сделавших нечто неординарное в сфере своей деятельности. Награждение из рук королевы происходит на основании номинации со стороны. Я знаю, что меня номинировали здесь, в Азербайджане, правда, до сих пор не знаю, кто именно. Номинация была утверждена, и так я оказалась в Букингемском дворце. Для меня это было небольшим шоком. Но, конечно, было очень приятно и волнительно. Не каждый день встречаешься с королевой. Приятно вспоминать этот момент, но не знаю, насколько полезной можно назвать эту награду, — я не использую ее в качестве своей визитной карточки.
— Каковы ваши профессиональные планы на последующие годы?
— Планировать можно сколько угодно, но не всегда планам суждено сбываться. Небольшим новшеством, которое бы мне хотелось внедрить в Азербайджане, я бы назвала т.н. социальные предприятия. Думаю, это хорошая модель организации, которая позволяет благодаря небольшой оплате за предоставляемые услуги поддерживать деятельность подобных организаций в малообеспеченных регионах. Также хотелось бы достичь в течение следующих 5-10 лет прогресса в сфере обеспечения доступа к дошкольному образованию и реабилитации детей с инвалидностью. Если попытаться заглянуть в будущее, то я вижу UAFA сильной, профессиональной и мотивированной командой, которая не очень нуждается в руководстве извне, а работает благодаря энергии изнутри. Сегодня мы очень близки к этому.
Азербайджанские известия.- 2014.- 31
октября.- С.- 1