Александр ЖИЛКИН, губернатор Астраханской области: «С соседями надо дружить. Это аксиома»

 

Астраханская область для Азербайджана — один из самых надежных внешнеэкономических партнеров. Это обусловлено многими причинами — и личными теплыми отношениями между главами двух регионов, и просто исторически сложившимися связями практически во всех сферах. Об этом и многом другом с губернатором Астраханской области Александром ЖИЛКИНЫМ беседует корреспондент «Азербайджанских известий» Галия AЛИEВА.

- Александр Александрович, вы первый руководитель российского региона, удостоенный высокой награды Азербайджана - ордена «Шохрет». Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями – что вы испытывали, принимая его из рук нашего президента?

 - Впечатления были самые яркие, как и у любого человека, которому вручают награду. Тем более это почетно и волнительно, потому что мне ее вручал сам Ильхам Алиев. Этот орден другого государства я расцениваю как  символический знак признательности за нашу совместную плодотворную работу по взаимовыгодному сотрудничеству во всех областях, и в первую очередь - по созданию добрососедства между нашими народами, проживающими на берегах общего для нас Каспийского моря. Эта высокая оценка и приятные ощущения останутся со мной на всю жизнь.

- Как известно, Азербайджан и Астраханская область  - давние партнеры во многих сферах человеческой деятельности. Удовлетворены ли вы уровнем наших взаимоотношений?

- У нас замечательные отношения, они динамично развиваются. С другой стороны, мир на месте не стоит, развитие их продолжается, оно в активной фазе по всем составляющим – гуманитарным, экономическим, политическим и т.д. Учитывая, какая большая азербайджанская диаспора в нашем регионе, сам Бог нам велел иметь такие отношения. Очень высокий уровень, я  этим очень грожусь.

 - То есть Азербайджан в качестве делового партнера вас вполне устраивает?

 - Более чем.  Азербайджан для нашего региона — постоянный и самое главное надежный внешнеэкономический партнер. Его доля во внешнеторговом обороте области в 2013 году составила 11,1%, увеличившись на 8,3%. Сегодня мы можем уверенно говорить о ежегодном наращивании темпов сотрудничества. Только за четыре месяца нынешнего года объем внешнеторгового оборота с Азербайджаном составил $84,8 млн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в два с половиной раза. Но, конечно, потенциал нашего сотрудничества далеко не исчерпан, он огромен.

- Коль скоро речь зашла о диаспоре, хотелось бы знать, каков, на ваш взгляд, их вклад в экономику и общественно-политическую жизнь Астрахани?

- Из представителей 147 национальностей, которые проживают в Астраханской области, азербайджанская диаспора - самая стабильная и надежная с точки зрения социально-экономических проектов. Я бы утомил вас, если бы стал перечислять имена всех авторитетных азербайджанцев - руководителей  крупных промышленных и аграрных предприятий, медицинских клиник, судостроительных и судоремонтных заводов, вузовской профессуры. Они все очень активные члены нашего общества. По отношению к азербайджанской  диаспоре не могу назвать ни одного случая, который вступал бы в противоречие со стабильностью, порядком, дисциплиной. Так что - только плюсы, только плюсы…

- В вашем городе очень активно работает Фонд Гейдара Алиева, о его проектах написано очень много, не будем их перечислять. А вы были лично знакомы с нашим общенациональным лидером? Что особенно запомнилось?

- Несколько раз мы встречались еще в советское время – по линии госуправления,  в бытность мою первым заместителем губернатора. Уверен, что он заслуживает звания общенационального лидера не только в вашей стране, но и на всем постсоветском пространстве. У нас действительно теснейшие связи с фондом его имени, и я благодарен Ильхаму Алиеву за особое отношение к Астраханской области. Все проекты фонда, наше сотрудничество - это базис, цементирующий отношения между нашими народами. Очень теплые отношения между нашими регионами предполагают и дальнейшее развитие одного из ключевых направлений деятельности - работы с молодежью.

- Вы в прошлом – учитель, завуч, директор школы. Почему вы решили заняться политикой?

- Так получилось, что когда работал с молодежью села, меня заметили в райкоме партии, пригласили в комсомол, в руководящий аппарат, ну и далее карьера довела меня до губернаторского кресла.

- Кто лучше, на ваш взгляд,  решает проблемы — выбранные или назначенные руководители?

- Это зависит от человека, конечно, но я думаю, что более надежно и эффективно, когда будущий руководитель проходит выборную кампанию, встречается с людьми, избирателями. Именно это налагает ответственность за ту работу и те направления, которые потом предстоит вести.

 

- 14 сентября в России пройдут губернаторские и парламентские выборы. Вы баллотируетесь на второй срок. Что для вас конкуренция, поддержка избирателей, и верите ли в победу?

- В победу, безусловно, верю. Конкуренция должна быть и она будет, уже выдвинуты кандидаты от всех основных парламентских партий. А там уже слово за избирателями: если они удовлетворены моим управленческим уровнем, значит, доверят еще раз. А нет – значит, нет. Но их поддержка для меня чрезвычайно важна. Если они будут активны, можно будет решать многие вопросы, даже самые сложные, даже на федеральном уровне, потому что за тобой стоят люди, мнение которых ты должен отстаивать.

- К вопросу о социальной справедливости. Многие аналитики сейчас говорят о невыполнимости социальных обещаний власти, данных во время предвыборных кампаний. Как у вас в регионе обстоят с этим дела?

- Претендентам не надо давать таких обещаний, которые не просчитаны. Десять лет назад, когда скоропостижно скончался наш экс-губернатор Гужвин, и я был членом его команды,  обещаний не было, там была одна просчитанная программа  - резкий рост экономической  мощи нашего региона. Мы эту программу выполнили, у нас появились крупнейшие инфраструктурные проекты, которые мы успешно реализовали. И в этот раз я не буду давать   популистских обещаний, я иду с программой, с определенными предложениями к нашим гражданам и гарантирую исполнение программы, которая даст возможность всем органам власти решать любые вопросы.

- Экономисты прогнозируют, что близится вторая волна мирового кризиса, что спровоцирует в России эскалацию социального протеста. Вы принимаете какие-то профилактические меры, чтобы избежать этого?

- Аналитики, конечно, должны прогнозировать те или иные изменения,  которые характерны для экономических процессов мирового масштаба, застрагивающие все страны. А мы должны отслеживать свои прогнозы, должны предвидеть последствия того или иного кризиса, его влияния на те или иные процессы, происходящие в регионе. Я убежден, что необходимо учитывать уроки кризиса 2008 года и продолжать нормально развивать свою экономику. Наш регион также будет участвовать в программе дальнейшего устойчивого развития, как и вся наша страна.

А что касается профилактики, здесь, безусловно, важна диверсификация направлений, нельзя замыкаться на одной отрасли. К примеру, мы развиваем сельское хозяйство, туризм, углеводородное направление, транспортные коридоры, строительный комплекс и т.д. Если сконцентрироваться только на одной отрасли, можно иметь большие потери, а диверсифицируя экономику, мы тем самым имеем возможность маневра - получить прогибы в одной отрасли, зато в другой получить плюсы.

- В первый раз вы стали губернатором в 2004 году. Какие достижения вы считаете главными за эти десять лет руководства областью?

 

- Нам удалось достаточно серьезно увеличить экономический потенциал региона - примерно в четыре раза. Соответственно увеличился региональный бюджет, что дало возможность реализовать важнейшие социальные проекты в сфере здравоохранения, культуры, спорта. Вот основные достижения моего десятилетия.

- Как известно, во второй половине сентября в Астрахани состоится Каспийский саммит. Как вы думаете, почему в этот раз именно Астрахань станет площадкой для встречи лидеров прикаспийских государств?  На какой стадии сейчас находятся отношения Астрахани с прикаспийскими государствами, и предполагает ли предстоящий саммит расширение каспийского сотрудничества?

- С Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном мы реализуем массу гуманитарных проектов. В Астрахани учатся 5,5 тысячи студентов из прикаспийских государств, а наши студенты, изучая, например, в школе бизнес-перевода фарси, едут практиковаться в Иран. Это к вопросу, на какой стадии сейчас находятся отношения Астраханской области и прикаспийских стран. Сегодня тесные связи с прикаспийскими соседями отмечены во всех сферах деятельности и, прежде всего, в экономике. За счет экономического сотрудничества с 2005 года значительно вырос внешнеторговый оборот. Если тогда он составлял $300 миллионов, то прошлый год мы закончили с оборотом в $1,35 млрд. Мы строим для них суда, буровые комплексы, вместе развиваем транспортные коридоры, авиационное сообщение. Сейчас прорабатываем вопрос линии авиасообщения с Ашгабатом, восстанавливаем рейсы на Баку. Федеральное значение имеет и проект по созданию свободной промышленно-экономической зоны. Сегодня готовы уже девять инфраструктурно обустроенных площадок под заводы, мы ждем только решения правительства РФ.  Уверен, что это необходимо не только для Астраханской области, но и в целом для развития всего юга России.  Кроме того, достаточно тесными продолжают оставаться и культурные связи между всеми прикаспийскими государствами. Так, помимо уже установленных в регионе памятников казахскому композитору Курмангазы, туркменскому писателю Махтумкули Фраги, а также монумента святому равноапостольному князю Владимиру, который появился в регионе благодаря поддержке Фонда Гейдара Алиева, в Астраханской области планируется воздвигнуть памятник Омару Хайяму. Сейчас разрабатывается эскиз, и вскоре монумент будет установлен. Мы со своей стороны предлагаем свое участие в строительстве памятников на территории наших соседей. Все эти факторы и обусловили то, что именно Астрахань станет площадкой для проведения встречи глав прикаспийских государств.

- Недавно в Астрахани под эгидой губернатора проводился международный экологический конкурс для журналистов «Каспийский лотос». Что для вас эти понятия – «экология», «окружающая среда»?

-  Если говорить коротко, это наука о доме.  Реализуя экономические проекты, мы в первую очередь должны думать о том, какую землю мы оставим в наследство своим детям и внукам. Территория для их проживания должна быть чистой, комфортной. Так что для меня это не просто термины, это состояние души – работать так, чтобы тебя вспоминали добрым словом. Я благодарен азербайджанским партнерам, с которыми мы вместе работаем над совместными проектами по сохранению биоразнообразия Каспия, очистке морской воды и т.д. Что касается каспийского лотоса, это древнейший цветок, возраст которого исчисляется миллионами лет, и в то же время – это наш эндемик, наше уникальное природное явление. Мы его до сих пор не выводим из Красной книги, по принципиальным соображениям, хотя он так разросся, популяция его достаточно обширна.

- Говорят, вам поступали предложения от зарубежных партнеров из парфюмерной промышленности…

- Да, французы как-то предлагали производить из лотоса косметическую продукцию, но мы отказались. Слишком это ранимый цветок. Вот с медиками заключили договор для создания лекарственных средств, для лечения людей - пожалуйста.

 

- Астрахань -  южный форпост России и, естественно, заманчив для инвесторов, зарубежных – в том числе. Важны ли, на ваш взгляд, личность и рейтинг губернатора при общении с ними?

- Отношение к инвесторам, конечно, важно. По крайней мере со всеми крупными и средними предприятиями, которые желают войти в Астраханский регион, мы сотрудничаем достаточно успешно. Что касается личности губернатора – да, я думаю, что заинтересованность регионального лидера играет очень важную роль в судьбе любого инвестиционного проекта. И инвесторы уделяют этому большое внимание. Да и мне важно знать и понимать – какой бизнес приходит в регион, каковы его перспективы, что от этого получит местная экономика. Поэтому общаюсь с инвесторами лично, угощаю их кофе, который сам варю, и только потом начинаем беседу, как помочь сопроводить проект. Бизнесу это нравится.

- А сами вы считаете себя эффективным региональным менеджером?  И есть ли у вас свои «фирменные», жилкинские методы управления?

- Я не могу это определять, но, согласно своей самооценке, думаю, мне  удается решать те вопросы, которые не решались до меня. А оценку уже пусть дает общество.

- Насколько, на ваш взгляд, силен сейчас в российском  обществе запрос на диалог с властью? Как сделать власть более открытой?

- Запрос существует и существует вполне закономерно. Проиллюстрирую его примером из нашего региона. Четыре года назад мы  ввели встречи глав поселков, муниципалитетов,  правительства с населением. Каждый руководитель дважды в год должен был встречаться с людьми, а потом отчитываться. Я видел, как мои коллеги волнуются, переживают, видел остроту вопросов, задаваемых людьми. Раньше ведь таких встреч не было, но потребность высказаться,  обозначить проблему, потребовать ее решения была всегда. Прошло четыре года, и произошли радикальные изменения - народу нравится такая форма взаимодействия с властью, да и руководители уже достаточно спокойно идут на эти встречи, хоть острота вопросов не исчезла, но ставят их корректно, без надрыва.  Когда это вошло в систему, люди поняли, что власти можно задавать любые вопросы, она нормально, адекватно на них реагирует, не скрывается от проблем. Такой проект может быть реализован в  каждом регионе, в каждом городе, селе, деревне. Во многом это происходит благодаря политике нашего президента, который  использует самые разные формы связи с гражданским обществом. Это цементирует страну и обеспечивает Путину достаточно высокий рейтинг.

- Мои астраханские коллеги утверждают, что вы очень демократичный руководитель, у вас не только собственные методы управления, но также и  принципы общения как с населением, так и с представителями «четвертой власти». Что дают вам резонансные проекты    «Завтрак с губернатором» или «Отправь SMS губернатору»?

-  Вы знаете, общение с прессой - важнейшая составляющая любого управленца, любого  руководителя и, конечно, она важна для губернатора. В коротком новостном телесюжете сложно расшифровать свою позицию или более подробно рассказать о проектах, которые предполагается реализовать. Вот для этого и нужны неформальные встречи, что называется, «без галстука». Они позволяют не просто отвечать на заранее заготовленные вопросы, как, например, на телевидении или специальном интервью. Кроме того, на таких встречах никогда не знаешь, о чем тебя спросят, и ты проявляешь себя как самый  обычный человек. Журналистам это нравится, мне – тоже.

- Как вы относитесь к критике?

- Спокойно. Критика должна быть по определению. Я каждый день начинаю с просмотра газет, информсайтов, телеканалов, самолично узнаю, как народ реагирует на нерасторопность чиновников. Это очень важно в нашей работе, я бы даже сказал, – основополагающе. И, конечно, я стараюсь вмешаться в тот или иной процесс, помочь исправить ошибку.

-  Александр Александрович, вы также активный блогер. Вам на самом деле интересно общаться посредством социальных сетей, или это дань моде?

- Нет, мода тут ни при чем,  мне  просто интересно отслеживать события, которые происходят в мире, особенно вместе с молодежью, которая только-только формируется. Это огромный поток информации, правда, не всегда достоверный. Но мне приятно, что я активный юзер, и достаточно неплохо владею возможностями, предоставляемыми Интернетом.

- Вы просто прочитываете сообщения и оставляете их без внимания, или у вас все-таки есть диалог?

- На все сообщения, конечно, ответить не получается. Но моя страничка в Twitter  - это как бы страничка вопросов губернатору - от коммунальных проблем до геополитических. Если не получается самому ответить, даю поручение своим помощникам.

- А сакральность власти не страдает от активности в Интернете?  Особенно когда лично ответы людям в Twitter (Facebook) пишете?

- Да ничего она не страдает. Я могу и ночью зайти, и  утром, пока еду на работу. Это дает возможность людям по-иному смотреть на власть,  они видят, что это не замкнутая структура, к которой нет доступа, а нормальные люди, которые умеют работать, радоваться, сопереживать. Власть становится ближе к людям. И если на первых порах многие не верили, что я пишу сам, то сейчас знают, что губернатор на связи, что он обязательно поддержит.

- Как вы считаете, Интернет вообще — это созидательная или разрушительная сила для российской политики?

- Если не присутствовать в сетях,  не формировать общественное мнение, то может быть и разрушительной. Но сейчас в Рунете находится огромное количество грамотных людей, которым нравится высказывать свое мнение, активно защищать свою страну и созидательные процессы, которые идут сейчас в России. Конечно, встречаются и радикально настроенные люди, но это уже – поле деятельности для соответствующих структур.

- Считаете ли вы свой регион особенным?

- Конечно. Как коренной волжанин считаю наш регион особенным, хотя это, конечно, один из субъектов Российской Федерации. Для меня очень важно сохранить здесь то межнациональное спокойствие, которое было здесь во все времена, чтобы представители всех наций и конфессий чувствовали себя комфортно. Это для меня основополагающий принцип.  А глобальные политические и экономические вопросы Каспийского бассейна решаются в рамках развития общей стратегии нашей страны.  Уникальность нашего региона еще и в том, что мы исторически проживаем по соседству с четырьмя прикаспийскими странами, с которыми у нас хорошие  отношения, мы взаимополезны друг другу. Согласитесь, это очень важно, чтобы не было войны, чтобы все жили дружно, а главное - мирно.

- Неоднократно приходилось слышать, что Астрахань похожа на Баку. Вы не находите?

- Похожа, конечно. Я всегда с удовольствием  приезжаю в Баку, в этот красивейший город на Каспии, вижу динамику, которая поражает. Ваша набережная,  новые здания – молодцы вы просто! Я очень много архитектурных идей заимствую у вас и стараюсь в меру наших финансовых возможностей реализовать их дома. Так что в скором будущем Астрахань, наверное, будет еще больше похожа на Баку, но при этом сохранит свою уникальность и самобытность.

 ла.