Мухаммед ГУЛУЗАДЕ, соучредитель Общественного объединения «Азербайджано- британская ассоциация выпускников»: «Студент должен приходить в университет за знаниями»

 

Растет число нашей молодежи, обучающейся за рубежом. Многие из них, вернувшись домой, не только находят успешное применение полученным знаниям, но, что также немаловажно, активно занимаются общественной деятельностью, стремясь внести посильный вклад в становление и развитие своих молодых сограждан. Мухаммед ГУЛУЗАДЕ — один из них. В интервью Oxu.Az он рассказал о деятельности созданного в Баку Общественного объединения «Азербайджано-британская ассоциация выпускников» (AUKAA).

 — Вы один из учредителей AUKAA. Как возникла идея создать такую организацию?

— На самом деле идея принадлежит сотрудникам British Council. В 2005 году они пригласили активных выпускников и предложили нам создать такую организацию. В то время в British Council имелся список выпускников британских вузов. Речь идет о той поре, когда еще не было государственной программы по обучению азербайджанской молодежи за рубежом.

— В какие годы вы получали образование в Англии?

— В 2001-2002 годы получил степень магистра по международному праву в области прав человека в University of Essex (Университет Эссекса). А до этого учился на факультете международного права Бакинского государственного университета. После возвращения из Англии поступил в аспирантуру. С 2008 года преподаю на юридическом факультете БГУ.

— Какой предмет преподаете?

— Несколько предметов по праву, в основном в англоязычных группах. Например, права мигрантов, законодательство НПО, права человека и т.д.

— Вы преподаете только на английском языке?

— Сейчас в БГУ на основе модели Университета Эссекса создана магистерская программа по правам человека. По этой программе все предметы преподаются на английском языке, и весь преподавательский состав состоит из лиц, получивших образование за рубежом.

Программа действует уже на протяжении нескольких лет. По ней можно получить очень хорошее образование, так как студентов в группе мало. Но отмечу, что интерес к ней очень высок.

— Давайте вернемся к вопросу о том, как была создана AUKAA.

— Да, British Council выдвинул такую идею, мы создали организацию и определили, кто может стать ее членом. В 2008 году прошли регистрацию в Министерстве юстиции как общественное объединение. С того дня наша организация увеличивается. В наших мероприятиях принимают участие общественные и государственные деятели, послы, мы осуществляем успешные проекты.

— Если не ошибаюсь, вы были первым председателем организации…

— Да, я был председателем AUKAA в 2005-2006 годах. Может, сейчас я покажусь не очень скромным, но должен сказать, что всегда был одним из активных членов AUKAA, несколько раз входил в совет правления. Но сейчас к организации присоединилось много людей, и всех запомнить невозможно. После создания государственной программы количество людей, получающих образование за рубежом, заметно увеличилось. Их необходимо вовлечь в нашу работу.

— Безвозмездно?

— У всех нас есть место работы с высоким доходом. И, думаю, никому не составит труда выделять несколько часов в неделю, чтобы участвовать в таком важном деле. К счастью, есть немало людей, которые придерживаются такого же мнения, как и я.

— Значит и у вас есть место работы с высоким доходом?

— Есть. Я руководитель компании MG Consulting. Эта компания в основном специализируется на законодательстве НПО.

— А как обстоят дела в БГУ? Студенты не сильно вас мучают?

— У меня были разные студенты, но я всегда был требовательным и строгим — иначе толку не будет.

— А можно ли удерживать студентов на занятиях при помощи «нб»?

— Я не сторонник таких мер, так как внимание студента, который сидит на занятиях ради того, чтобы ему не поставили «нб», не бывает направлено на сам предмет и его очень трудно вовлечь в процесс обучения. Я считаю, что студент должен приходить в университет за знаниями, и все же понимаю, что самый оптимальный вариант удержать их на занятиях — это «нб».

— Кстати, может, вы расскажете о своей студенческой жизни в Англии…

— Сразу скажу, что когда я отправлялся в Англию, то думал, что знаю английский язык. Но там я понял, что в Англии никто не говорит на том английском языке, которому учат нас. Правда, на первом же экзамене я показал очень высокий результат. А в нашей группе было два англичанина. После экзамена они не разговаривали со мной целый год: то, что какой-то иностранец получил «пятерку», а они — «четверку», очень сильно задело их самолюбие. Но потом я не смог повторить этот результат — для этого нужно было все ночи и дни напролет заниматься в библиотеке.

— А смешные случаи были?

— Были, конечно. Вот такой, например. Мы больше дружили с узбекскими и таджикскими студентами — вместе держали пост в месяц Рамазан, они часто приглашали меня на ужин. А англичане в этом смысле не очень контактные люди. Так вот море располагалось в 40-45 минутах езды от нашего университета, но из-за занятий мы не находили времени на пляж. А еще многие после учебы работали. Но было лето, учебный год подходил к концу, и мы решили съездить на море. Я ждал на остановке своих друзей. И вдруг вижу, что они идут с огромной сумкой. На море обычно можно отвезти что-нибудь легкое, к примеру фрукты, ну пусть самое большое — арбуз. Но их сумка была намного объемней. Когда я спросил, что они взяли с собой, они ответили, что приготовили плов, который везут в кастрюле. Я, чувствуя себя неловко, сел с ними в автобус. Когда мы доехали до пляжа, оказалось, что попали на отлив, вода в море отступила, и мы не смогли искупаться. И что делать? Съели весь плов прямо из кастрюли и вернулись домой. Так я впервые в жизни ел плов из кастрюли — причем на пляже в Англии. Хорошо еще, что море отступило и на берегу почти никого не было. А то сейчас все это было бы в YouTube.

— А какая из встреч больше всего запомнилась?

— В один из дней в Баку должен был приехать принц Великобритании Эндрю. Нам позвонили из посольства Великобритании, что он хочет встретиться с британскими выпускниками. Должна была состояться его встреча с несколькими членами AUKAA. Я очень волновался, купил по этому случаю себе новый костюм и подарок от имени организации. Мы пришли на встречу при полном параде, а он — в обычной рубашке, сел, ему принесли чай, а рядом положили мед. И мы вместе принялись есть мед с хлебом и маслом. Шутки шутками, но это была одна из самых запомнившихся встреч.

Азербайджанскике известия.- 2014.- 13 сентября.- С.- 1;2