Два процента — на собственное
здоровье
Внедрение в стране медицинского
страхования продиктовано объективной необходимостью
У правительственной рабочей группы, созданной для регулирования вопросов, связанных с внедрением в Азербайджане обязательного медицинского страхования (ОМС), — плотный график работы. Ведутся интенсивные консультации с профильными специалистами и экспертами по усовершенствованию правовой базы в этой сфере, определению размера взносов медстрахования и участию в этом процессе международных финансовых структур, обсуждается опыт различных стран по применению ОМС. Как заявил на днях вице-премьер Али Ахмедов, переход на новую систему функционирования системы здравоохранения стал объективной необходимостью. Эксперты Кабинета министров проводят мониторинг материально-технической базы этой сферы с тем, чтобы оценить возможности клиник и медцентров по предоставлению услуг гражданам в условиях новой модели, разрабатывают соответствующие нормативные документы. Помощь в решении задач и реализации совместных проектов оказывает и Всемирный банк.
Зампред правительства дал интервью официальной газете «Азербайджан», в котором довольно подробно рассказал о процессе подготовки к переходу на ОМС, сроках и этапах его внедрения. Отечественное здравоохранение заметно продвинулось за последние годы, что расширяет возможности применения модели страховой медицины. Однако было бы ошибкой предположить, что переход на ОМС и решение всех связанных с этим вопросов будут легкими. Нужно осознать, что впереди нас ждут серьезные реформы.
По мнению Ахмедова, переход к ОМС должен изменить философию медицинского обслуживания. Поэтому первоочередное значение имеет просвещение, точнее, максимальное информирование людей о сути предстоящих перемен, организации медицины в новых условиях.
Оказание качественных медуслуг — одно из приоритетных направлений социальной политики государства. Речь идет о повышении уровня обслуживания в этой сфере, эффективном и адресном расходовании бюджетных средств, выделяемых здравоохранению. С этой точки зрения ОМС можно считать оптимальным способом реализации поставленной задачи. Фактически это более современная и эффективная форма финансирования здравоохранения. В условиях страховой медицины врач и пациент становятся активными участниками рынка, выступая в роли продавца и покупателя. Лечебницы продают эти услуги, а застрахованные лица — покупают.
Сегодня государственные медучреждения финансируются из бюджета, в рамках этого финансирования пациентам должен быть оказан весь спектр услуг. У врачей сформировалось такое мнение, что они обслуживают людей бесплатно. Они забывают, что обеспечение деятельности клиники, закупка лекарств, оборудования и реагентов за счет государства, по сути, и являются платой за оказываемые людям услуг. Кроме того, размеры средств, предназначенных для лечебниц, и получаемые врачами и медсестрами зарплаты не зависят от спектра и качества оказываемой помощи. Финансирование идет на то, чтобы то или иное медучреждение просто существовало: хорошо или плохо обслужило человека — нет разницы, зарплаты начисляются. В результате медперсонал не заинтересован в привлечении пациентов, повышении эффективности клиники.
ОМС призвано устранить все эти негативные психологические моменты в работе медперсонала. Новый формат общения предполагает изменение в отношении к пациенту. Врачи и администрация лечебниц должны понять, что отныне их доходы и суммы зарплат будут зависеть от перечислений от страховых компаний за оказываемую услугу гражданину.
Как отмечает вице-премьер, в новых условиях и роли поменяются. Пациент сможет потребовать в объеме своей страховки необходимые ему услуги. Таким образом, специалисты будут заинтересованы в повышении качества предоставляемых ими услуг, привлечении пациентов. Врач будет получать зарплату не за то, что энное количество часов просидел в своем кабинете без дела за чаепитием, а за конкретное число пациентов, которых принял.
Функционирование ОМС качественно изменит и в целом ситуацию на рынке медуслуг. Возникнет здоровая конкуренция между лечебницами и профильными специалистами. Пациенты за помощью будут обращаться к лучшим врачам, в лучшие клиники. Ранжирование лечебниц и специалистов, как это практикуется в мире, станет важным элементом этого рынка.Участвовать в медстраховании должен и каждый гражданин страны, выплачивая взносы в зависимости от своих финансовых возможностей. Это касается занятых в экономике людей. Рабочая группа Кабмина подготовила различные схемы выплаты взносов по ОМС, определив суммы взносов обязательного медстрахования и механизм их удержания из заработной платы.По словам Ахмедова, 2% заработной платы работника на выплату взноса на медстрахование не будет обременительным для него, но достаточно, чтобы обеспечить себе и своей семье гарантированное качественное медобслуживание. Для работодателей процент страхового вноса составит примерно 4% от фонда заработной платы. И хотя любые дополнительные расходы воспринимаются ими негативно, в данном случае они не должны вызывать нареканий, ибо каждый из них заинтересован в том, чтобы его работник был здоров. При заключении трудового соглашения должны оговариваться и условия медстрахования.В процессе подготовки к переходу на ОМС будут определены и категории населения, освобождаемые от выплат по медстрахованию. Это дети до 16 лет, пенсионеры, инвалиды. Их в стране примерно 3-3,5 млн человек. Расходы на их страхование государство берет на себя.
Все придумал Бисмарк
Обычно, когда говорят о лечении за рубежом, то чаще всего вспоминают Германию. Принято считать, что в этой стране медицинское обслуживание находится на самом высоком уровне в Европе, да к тому же не очень дорогое. Возможно, это и так, хотя в германской прессе медицина — уже давно одна из основных тем для критики.
Между тем здесь давно не знают другого вида здравоохранения, кроме страхового. Основу этой системе положил в далеком 1883 году канцлер Отто фон Бисмарк. И с поправками на современные реалии она работает до сих пор. Германские власти полагают, что надлежащее качество медицины невозможно обеспечить без строгого отделения друг от друга «продавцов» здоровья (медики, клиники, больницы и т.п.) и его «покупателей», в роли которых выступают не пациенты, а конкурирующие между собой страховые (больничные) фонды. Сейчас таковых насчитывается около 600, из них только 10% управляются частными страховыми компаниями. Взносы в эти фонды поступают на паритетных началах от работника и работодателя. Первый отчисляет некий процент от своего чистого дохода (9-13%), второй — такую же сумму. Безработным страховку покупает за свой счет государство.
Попавший в больницу нормальный застрахованный немец практически и не знает, во сколько обошлось его лечение. Ассоциации больничных фондов сами договариваются с ассоциациями врачей, сколько они будут платить за услуги. Стоит ли говорить, что страховщики пытаются расценки занизить, а медики — поднять.
Впрочем, потенциальные пациенты в этом торге участия не принимают, да, вероятно, и не хотят, так как со страховкой лечение становится почти бесплатным. Например, ничего не надо платить за амбулаторное лечение, кроме услуг стоматологов и оптометристов.
Руфат АСКЕРОВ
Азербайджанские известия.- 2014.- 16
сентября.- С.- 2