Диляра АЛИЕВА, директор Азербайджанской государственной детской филармонии: «Работая с молодежью, продолжаешь чувствовать себя молодой»

Заслуженный деятель искусств Диляра АЛИЕВА — человек по-настоящему увлеченный своим делом. Еще в 1997 году в музыкальной школе имени Бюльбюля она создала детский хор «Гыз галасы», который затем был преобразован в первую в стране детскую государственную хоровую капеллу при хоровой капелле Азгосфилармонии. Сегодня она возглавляет другой уникальный в своем роде коллектив — Азербайджанской государственной детской филармонии. О себе и своей работе она рассказала в интервью Day.az.

 — Детский хор «Гыз галасы» был преобразован в первую в стране детскую государственную хоровую капеллу при хоровой капелле Азгосфилармонии. Коллектив даже выступал с московским симфоническим оркестром. В чем секрет такого успеха?

— Детский хор «Гыз галасы» был создан в школе Бюльбюля в 1997 году. Я оставила программу, начала работать, и 11 мая у нас состоялся концерт в зале камерной и органной музыки — Кирхе. На него пришло невероятно много людей, был настоящий аншлаг. И все гости были приятно удивлены, потому что программа была интересная, разнообразная и серьезная, включала классическую музыку, народные и детские песни и даже спиричуэлс. В 2000 году художественный руководитель и главный дирижер Азербайджанской государственной хоровой капеллы народная артистка Гюльбаджи Иманова предложила мне создать детскую хоровую капеллу. Я согласилась. После этого детская капелла принимала активное участие во многих мероприятиях как республиканского, так и международного масштаба.

— Ваш хоровой коллектив «Гыз галасы» выступал перед Папой римским Иоанном Павлом II во время его визита в Азербайджан в мае 2002 года. Какое впечатление ваше выступление произвело на Папу римского?

— Честно сказать, не знаю, какое впечатление наше выступление произвело на Папу римского, но оно было очень ответственным, потому что трансляция концерта шла по всему миру. В программу было необходимо включить произведения великих итальянских композиторов. Мы исполнили «Аве Мария» Шуберта.

— Какие коллективы функционируют в Детской филармонии?

— В Детской филармонии функционируют ряд коллективов. Большая роль отводится детским танцевальным ансамблям. Детский хор, с которым работает моя бывшая ученица, хоровой дирижер, лауреат международного фестиваля, президентская стипендиатка, магистр БМА Лейла Мурадзаде, состоит из двух групп: старшая и младшая. Она, как и многие мои ученицы, с которыми я занимаюсь с пятого класса, выбирают специальность хорового дирижирования. Хоровое пение — это богатый и интересный мир, где можно многому научиться. Поэтому мы развиваем наш хор и поднимаем его уровень.

Есть у нас ансамбль скрипачей, который неоднократно успешно выступал на концертах. Особое место занимает детский музыкальный театр, который является своего рода миксом из песен и танцев. Хочу отметить также ансамбль народных инструментов, камерный оркестр, молодежный симфонический оркестр, вокал и ханенде.

— Порой приходится слышать, что подрастающее поколение сегодня лениво, их больше интересуют компьютерные игры, нежели учеба. Вы с этим согласны?

— Действительно, сегодняшние дети очень зависимы от современных технологий: компьютеров, планшетов, телефонов, виртуальных игр и Интернета. Естественно, в ребенка нужно вкладывать, и чем больше вложишь, тем лучше. Если родители по каким-то причинам не могут уделить ребенку достаточно времени, его воспитанием и развитием должен заниматься педагог, который обязан его заинтересовать. Как известно, плохих детей не бывает. Нужно уметь привлечь их внимание. Несомненно, есть трудновоспитуемые дети, но и к ним при желании можно найти подход. К сожалению, не у всех педагогов это получается.

— Как занятия искусством в целом и музыкой в частности влияют на интеллектуальное развитие ребенка, его мировоззрение и кругозор?

— Когда мы готовились к совместному концерту с Азербайджанской государственной хоровой капеллой и исполняли «Кармину Бурано» Карла Орфа, дети не знали, что это за произведение. Для создания впечатления обычно рассказываешь о композиторе, об эпохе, к какой он принадлежит, истории создания произведения и т.д. Когда я спросила у детей, знаком ли им первый номер из этого произведения — O, Fortuna!, они встрепенулись. Оказалось, слышали эту музыку в рекламе. Я им объяснила, что это первый и заключительный фрагменты оратории. Отношение к произведению моментально изменилось.

Когда ребенок занимается в хоре, расширяется его кругозор, развиваются музыкальный слух, артикуляция, вокальные данные, голосовой диапазон. Мы изучаем произведения самых разных народов мира. В отличие от детей, не занимающихся музыкой, мои ученики знают, что такое спиричуэлс — духовные песни афроамериканцев. Помимо этого дети знакомятся с музыкальными терминами, узнают, например, что такое оратория. Когда дети слышат O, Fortuna!, они знают, что это не реклама, а номер из оратории Карла Орфа, которую используют в рекламе.

Здесь дети развиваются интеллектуально, они узнают мир, знакомятся с многовековой мировой культурой, поют произведения на разных языках. Однажды на концерте народов мира мы пели на 23 языках. Причем мы всегда следим за произношением, чтобы оно было правильным. Помню исполнение хором оратории Фархада Гусейнова, где фраза «Dцnyada sцlh bяrqяrar olsun» поется на 23 языках. Во время выступления в зале стояла такая тишина, слушатели буквально замерли, ведь произведение было исполнено превосходно, на всех языках! Кстати, тогда же совместно с Азербайджанской государственной хоровой капеллой и симфоническим оркестром под управлением Рауфа Абдуллаева прозвучал «Реквием» Карла Дженкинса, посвященный событиям 20 января. Дети растут на таких произведениях.

— Работать с детьми всегда сложно. На каких принципах, по-вашему, должно строиться общение учитель — ученик для достижения максимальных результатов?

— На доверительных. Педагог должен любить детей, в противном случае у него ничего не получится, какими бы первоклассными знаниями он ни обладал. С детьми надо быть ребенком, с подростками — подростком. Подростковый возраст — это самый сензитивный период развития. В это время учитель должен быть крайне чутким и внимательным, потому что даже взгляд или слово может навредить еще не окончательно устойчивой и не полностью сформировавшейся психике ранимого подростка. На моей практике было много подобных случаев, когда ребенок постепенно «становился на рельсы» и ситуация исправлялась до неузнаваемости.

Однажды ко мне в пятый класс пришла девочка (сейчас она уже окончила консерваторию), которая наотрез отказывалась петь, потому что какой-то педагог сказал ей, что вокал не для нее. Я вселила в нее уверенность настолько, что она потом стала ведущей в альтовой партии. Девочка поверила в себя. В моей практике масса таких примеров.

— Этот год был для вас юбилейным, а значит, подводились какие-то итоги, строились планы на будущее. На что вы сейчас нацелены?

— Мне очень нравится работать с молодыми педагогами, от которых можно узнать много нового и одновременно передать им свои знания и навыки, которые им в будущем обязательно помогут. Работая с молодежью, продолжаешь чувствовать себя молодой. У меня всегда много идей и задумок. Каждая новая идея зарождается с новым произведением, выступлением и концертом. Я очень люблю свою работу. Очень хочу, чтобы Детская филармония стала лидером во всех отношениях, чтобы нам обновили здание, чтобы наш детский театр постоянно давал представления и собирал аншлаги. Еще до начала учебного года мы начали обдумывать программу, думать о будущих концертах, о том, как удивить слушателей, какие произведения в них включить. Из одной идеи вытекает другая, из второй третья и так далее. Хочется работать, учить детей, всегда быть среди них, передавать им свои знания.

Азербайджанские известия.- 2014.- 20 сентября.- С.- 1-3