Эльмар ГАСЫМОВ, ректор Бакинской высшей нефтяной школы: «Инициатором перемен должно выступить все промышленное сообщество»

 

Очевидно, что от состояния и перспектив нефтяной и газовой промышленности зависит настоящее и ближайшее будущее азербайджанской экономики. С этой точки зрения весьма важным представляется вопрос подготовки профессиональных кадров. О новом подходе к подготовке высококвалифицированных специалистов для нефтегазовой отрасли страны корреспондент «Азербайджанских известий» Ирада АГАЕВА побеседовала с ректором Бакинской высшей нефтяной школы (БВНШ) Эльмаром ГАСЫМОВЫМ.

— Каковы итоги нынешнего набора студентов в Бакинскую высшую нефтяную школу?

— Бакинская высшая нефтяная школа уже третий год участвует во вступительной кампании, проводимой Государственной комиссией по приему студентов. Ежегодно мы принимаем 120 студентов по трем специальностям — «инженер по нефти и газу», «инженер-химик» и «инженер по автоматизации процессов». С самого начала у нас установился высокий проходной балл, что, безусловно, есть свидетельство интереса к нему молодежи. Если в 2012 году этот показатель составлял 631 балл, в прошлом году — 656 баллов, то в нынешнем — уже 668. Кстати, в этом году к нам поступил студент и с 700 баллами! Я не случайно озвучиваю эти цифры. Они говорят о престиже БВНШ, о том, что она заявила о себе как о вузе, ведущем качественную и многопрофильную подготовку кадров для нефтяной сферы национальной экономики.

— Чем отличается модель обучения в вашей школе от других технических вузов, где значительно шире спектр специальностей?

— Одно из главных отличий — у нас обучение бесплатное. Второе — занятия проводятся исключительно на английском языке. Безусловно, не у всех новоиспеченных студентов английский на должном уровне, поэтому они предварительно проходят интенсивную языковую и компьютерную подготовку на специальном курсе. Затем в последующие четыре года они осваивают программы по избранной специальности на английском языке с применением ИКТ. Другое отличие — семестровые тестирования студентов проводятся преподавателями не нашего вуза, а британского университета Heriot-Watt, с которым заключен договор о партнерстве. Применяемые у нас учебные программы составлены при их участии. Не менее важный момент — лекционные занятия и производственная практика проходят равноценно. Как известно, в сферах инженерии, медицины практические навыки играют существенную роль. В других вузах страны производственная практика начинается со II или с III курса, а у нас — с I курса. Наши студенты в обязательном порядке проводят летнюю практику на предприятиях ГНКАР. По завершении этих практических занятий они готовят отчет, представляют его комиссии, в которую входят как преподаватели школы, так и инженеры того или иного завода. Если отчет принимается, то студент переходит на следующий курс.

На первом курсе производственная практика длится один месяц, а в последующем — по два месяца. За четыре года обучения это делает семь месяцев — солидный срок, чтобы познакомиться с технологическим циклом, производством, современным оборудованием, приобрести определенные практические навыки. Таким образом начинающий инженер, окончивший БВНШ, попадает в привычную рабочую обстановку и нет необходимости долго адаптироваться в новых условиях, как порой случается с выпускниками других высших школ.

Однако наш вуз отличается не только применением западных стандартов обучения будущих инженеров, но и современной инфраструктурой. В поселке Бибиэйбат строится университетский кампус с учебными и административными корпусами, общежитием, библиотекой, спортивной площадкой, бассейном. Официальное открытие этого комплекса состоится в будущем году. Скажу больше, наличие такого суперсовременного университетского кампуса позволит БВНШ участвовать в рейтинговых конкурсах мировых вузов.

— С какими еще вузами вы сотрудничаете?

— Как я уже сказал, наш основной партнер — британский университет Heriot-Watt, самый авторитетный вуз по подготовке инженерных кадров для нефтегазовой индустрии. Он расположен в Эдинбурге (Шотландия). Между нашими вузами существуют довольно тесные деловые контакты. Общими усилиями подготовлены учебники по ряду предметов для наших студентов. В рамках этого сотрудничества осуществляется и обмен преподавателями. В ближайшее время туда выезжает группа в составе семи наших преподавателей. Цель поездки — повышение квалификации, ознакомление с новыми образовательными технологиями и методами. Мы планируем в новом учебном году отправить и наших студентов-отличников на учебу на один семестр в университет Heriot-Watt. А наши выпускники получат два диплома — БВНШ и Heriot-Watt.

Кроме того, совместно с норвежским университетом Ставангер приступаем к проекту по подготовке магистерской программы и приему студентов в магистратуру. Это тоже очень престижный технический вуз с нефтяным профилем. Подписаны договоры о сотрудничестве с университетом Техас, а также с профильными вузами Франции. У нас налажены тесные деловые контакты не только с ведущими западными университетами нефтяного профиля, но с компаниями BP, Statoil, Schlumberger, Total, Halliburton, Emerson. К примеру, сейчас 15 наших студентов проходят производственную практику в компании Halliburton.

Все это делается для того, чтобы обеспечить страну и отрасль высококвалифицированными специалистами. Как известно, ГНКАР как в Азербайджане, так и далеко за его пределами осуществляет масштабные инвестиционные проекты в сфере энергетики. География делового партнерства довольно широка — Грузия, Украина, Румыния, Турция, Швейцария, ОАЭ. Для успешной реализации этих проектов госкомпании нужны современные, квалифицированные, адаптированные специалисты, прежде всего англоязычные национальные инженерные кадры, менеджеры, хорошо знающие современные технологии. Потребность в них сегодня огромная. Нужно учесть и такой важный фактор, как замена иностранных специалистов национальными кадрами в западных нефтяных компаниях, работающих в Азербайджане. И этот процесс активизируется.

– Каким сегодня видится реформирование системы профессионально-технического образования и должна ли наша промышленность участвовать в возрождении системы профессиональной подготовки?

— Президент Ильхам Алиев поставил задачу: создать новую инновационную экономику страны. Ясно, что для реализации такой ответственной задачи нужны высококвалифицированные кадры. Кадры новой формации, которых нужно подготовить и которые отвечали бы запросам и требованиям рынка труда. Я бы сказал, что образование — это не только процесс обучения и воспитания людей, но и отрасль экономики. Система образования производит продукт, который потребляется на рынке. Следовательно, эта система должна работать эффективно для подготовки конкурентоспособных специалистов. Чтобы система профессионального образования могла выполнять эту задачу, в ней должен работать профессорско-преподавательский состав высочайшего уровня. Кроме того, необходимы инвестиции в развитие материально-технической базы, что позволит развиваться науке, без которой высшее образование просто немыслимо.

Однако экономика нуждается еще и в квалифицированных рабочих. Система профтехобразования также требует оптимизации совместными усилиями бизнеса и государства. Предприятиям понадобились молодые кадры, квалификация которых соответствовала бы современным промышленным технологиям. По моему глубокому убеждению, работодатели могут и должны участвовать в развитии системы профтехобразования. Примером эффективного взаимодействия бизнеса и образования служит ГНКАР, которая создала два современных образовательных учреждения по подготовке рабочих кадров. Это Гобустанский и Сумгайытский центры обучения и образования. Конкурс для поступления в эти центры бывает большой: документы подают тысячи молодых людей и лишь сотне удается поступить и приобрести востребованную профессию. Предприятия госкомпании, другие нефтяные компании формируют свой портфель заказов, подписывают с этими образовательными центрами договоры, согласно которым они готовят необходимое предприятию количество специалистов. Предприятия обеспечивают учащимся прохождение производственной практики, а потом получение работы.

Ясно, что систему профессионального образования надо выстраивать. Судя по всему, инициатором перемен должно выступить промышленное сообщество.

— Является ли, на ваш взгляд, система госзаказа либо частного заказа инвестора на подготовку специалистов решением проблемы нехватки квалифицированных кадров?

– Безусловно. Именно к такой системе мы идем. В этом направлении предприняты конкретные шаги. Ежегодно в государственные вузы, в том числе в нашу БВНШ, принимаются тысячи студентов с высокими баллами на места по госзаказу. В финансировании высших школ такая модель играет большую роль.

— Эльмар муаллим, в зарубежных университетах существует практика открытого доступа к ректорату. Другими словами, студент может в любое время зайти к декану, ректору и обсудить интересующие его вопросы. А как вы ведете диалог со своими студентами?

— Такая практика существует и в БВНШ. Студенты в любое время могут подойти ко мне, обсудить ту или иную проблему. Более того, мы решили расширить формат такого общения, регулярно проводя опросы с использованием зарубежного опыта. После каждого учебного модуля студентов просят заполнить специальную анкету и выразить свое мнение по поводу формата занятий, учебного материала, качества семинаров и работы преподавателя.

Подобный метод оценивания учебного процесса приносит результаты. Для многих студентов важно донести свое мнение до руководства вуза. В это непросто поверить, но система оценок действительно функционирует очень хорошо. Результаты помогают нам обратить внимание на мелочи, например, на плохую акустику в лекционном зале, полиграфию учебника и т.д. К тому же и преподавателям интересно, что думают студенты об их работе. Результаты опросов обсуждаются, предпринимаются конкретные меры по повышению качества преподавания, учебной методики.

Ирада Агаева

Азербайджанские известия.- 2014.- т25 сентября.- С.- 1-3