Блондинка и нефтяник
Ирина Эльдарова в
своих работах переосмыслила идеалы 60-х годов
В галерее Yay открылась выставка Ирины Эльдаровой «Девушки предпочитают нефтяников», организованная Пространством современного искусства YARAT! В экспозицию вошли живопись и инсталляции, вдохновением для которых послужили кинофильмы 60-х годов и немеркнущий образ Мэрилин Монро.
Ирина Эльдарова — художница, иллюстратор, выпускница Государственной академии имени Репина (1975-1979 годы) в Санкт-Петербурге и Государственного института имени В.И.Сурикова в Москве (1980-1982 годы), где она обучалась на курсе Бориса Декстерева. Творческая деятельность Ирины включает в себя не только живопись и графику, но и разработку крупномасштабных издательских проектов в Азербайджане, России, Казахстане и Узбекистане.
Сфера профессиональных интересов художницы охватывает фотографию, видео-арт, журналистику. Ирина Эльдарова была участницей крупных международных проектов, представлявших современное азербайджанское искусство в мире. В их числе проект Fly to Baku, организованный Фондом Гейдара Алиева (выставка поэтапно была показана в Лондоне, Париже, Берлине и Риме), а также выставка Home, Sweet Home, состоявшаяся в 2013 году в Центре азербайджанской культуры в Париже. В 2007 году художница удостоилась приза в номинации «За лучший медиа-проект», который присуждается Союзом журналистов Казахстана. Ирина Эльдарова является автором монументального мраморного панно, установленного на станции метро «Халглар достлугу» в Баку. В 2012 году она проиллюстрировала детскую книгу A Proud Violin («Гордая скрипка»), которая получила самые положительные отзывы арт-критиков в Великобритании.
Концепцию своей выставки Ирина Эльдарова раскрывает следующим образом. «Лучшие друзья девушек — это бриллианты», — пела обворожительным голосом самая знаменитая блондинка мирового кинематографа. Но за минувшие десятилетия слоган заметно изменился. Кануло в прошлое время милых, наивных девушек, простушек, мечтающих повстречать своего миллионера на пляже в Сан-Тропе. Современные охотницы за удачей ищут и находят своих принцев среди нефтяников. «Настало время Женщины, и сегодня она самостоятельно делает жизненный выбор», — говорит художница. Сегодняшняя красавица знает себе цену и стремится туда, где обретет счастье... Ну а бриллианты, разумеется, к счастью прилагаются.
Вот обворожительная кинодива, совсем как восточная невеста, скромно потупив глазки, принимает обручальное кольцо от густобрового нефтяника. Вот она же, устремив взгляд в небо, следит за первым полетом Юрия Гагарина. На следующей картине она почти слилась с толпой и хочет остаться неузнанной среди танцующих, но образ Монро все-таки ясно читается в фигурке девушки, кружащейся на танцполе. Еще немного фантазии — и обнаженная Мэрилин летит на качелях над уснувшим городом! Возможно, это только сон, приснившийся ей в теплых летних сумерках, или она сама стала чьим-то сном...
В инсталляциях и полотнах Ирины Эльдаровой великолепная Мэрилин соседствует с бравым азербайджанским нефтяником, чье мужественное, загорелое, обветренное лицо словно сошло со страниц газет 60-х годов. Образ, растиражированный художниками, фотографами и кинематографом и превративший его обладателя в миф. Точно таким же мифом была мисс Монро, извечный символ женской сексапильности.
Соединение двух мифов дало не просто объединенный общей пародийной, иронической идеей изобразительный ряд. Оно породило образ целой эпохи — эпохи кино, джаза, рок-н-ролла, раскрепощенности и пьянящей свободы… И пусть дальнейшие десятилетия сумели сурово подкорректировать многое в том приукрашенном образе, но дух шестидесятых и сейчас вдохновляет людей искусства.
Наиля БАННАЕВА
Азербайджанские известия.- 2014.- 11 января.- С.- 3