Ганира АМИРДЖАНОВА, завуч школы №190: «Учитель должен сам снискать себе уважение»

 

Сегодня многие задаются вопросом: каким должен быть современный учитель? Что нужно сделать, чтобы повысилась эффективность учебного процесса в школе? Об этом корреспондент «Азербайджанских известий» Ирада АГАЕВА беседовала с заведующей учебной частью средней школы №190 города Баку, победителем конкурса «Лучший учитель 2008 года» Ганирой АМИРДЖАНОВОЙ.

 

 

— Во второй половине текущего учебного года Министерство образования намерено провести масштабные проверки во всех средних школах для изучения ситуации с посещаемостью уроков учащимися. В этом есть нужда?

— Посещаемость уроков старшеклассниками — сегодня одна из основных проблем учебного процесса в школах. Особенно это касается учащихся XI классов и связано с тем, что подавляющее большинство из них для поступления в вуз дополнительно занимаются с репетиторами. Эти занятия, как правило, проходят по конкретному блоку предметов и конкретной программе, отсекающим второстепенный учебный материал. Отсюда проистекает вторая причина — большая учебная нагрузка, с которой ученику трудно справиться. В течение недели он готовит уроки по 16-17 предметам. Признаемся, не во всех из них есть острая необходимость. Отсюда и отношение к ним. Скажу откровенно: ученики всеми правдами и неправдами уклоняются от этих уроков в пользу репетиторов.

— Считаете, что нужно отменить эти предметы?

— Скажите, так ли нужна физкультура в выпускном классе? Для наглядности можно просто посмотреть, сколько ребят приходит в школьный спортивный зал. Уровень посещаемости учащимися урока «Физкультура» в IX и XI классах совершенно разный. Пойдем дальше. Возьмем предмет «Астрономия». Я считаю, его преподавание в XI классе нецелесообразно. Зато следовало бы увеличить часы по «Физике», «Химии», «Математике». Тем более что, как показывают отчеты ГКПС, процент усвоения тем по этим предметам по сравнению с другими дисциплинами у нас весьма низкий.

— Из сказанного вами следует вывод: нужно или пересмотреть расписание предметов в выпускных классах в сторону их сокращения, или сделать старшие классы профильными…

— Совершенно верно: все старшие классы в средних школах должны быть профильными. Более того, во многих столичных школах уже есть такие классы — с гуманитарным, математическим уклоном и т.д. Но такая практика должна быть повсеместной. Это требование времени. И эффект не заставит себя долго ждать: предметы будут вестись по углубленной программе, а ученики более ответственно относиться к занятиям. Профильная старшая школа распространена в большинстве развитых стран. Причем в некоторых из них она начинается уже после начальной шестилетней, что, впрочем, на мой взгляд, слишком рано.

Еще один немаловажный аспект — профилирование классов заметно сократит масштаб репетиторства в стране. Структурирование школьного образования на начальную, среднюю и профильную ступени предусматривает качественно новый этап обучения детей.

Такая модель, как мне кажется, поможет оторвать учителя от репетиторства, повысит посещаемость уроков.

— Но ведь в репетиторстве как источнике дополнительного заработка заинтересованы и учителя. Сколько в среднем они зарабатывают индивидуальными занятиями?

— В среднем 1000-1500 манатов в месяц, в зависимости от количества учеников. Приличная надбавка к зарплате.

— В правительстве дискуссии по поводу размера зарплат школьным учителям еще продолжаются. Называются различные цифры — 500, 800, 1000 манатов… Но ведь автоматическое повышение зарплат в два-три раза не гарантирует, что качество преподавания в школах улучшится. Что может дать слабый учитель ученикам: больше знаний, больше внимания? Откуда этому взяться?

— Прежде чем вводить новую шкалу зарплат учителям, необходимо в первую очередь разработать механизм оценивания их работы. При введении новых стандартов организации учебного процесса зарплата учителя будет напрямую зависеть от показателей его класса — успеваемость учеников, участие в предметных олимпиадах и т.д. Механизмами же контроля и оценки эффективности образовательного процесса являются тесты. Всем известно, что параллельно с традиционной системой оценки и контроля результатов обучения у нас сложилась новая парадигма — тестирование. Это вызвано потребностью общества в получении независимой, объективной информации об учебных достижениях обучаемых.

Кстати, такие тестовые проверки в нашей школе уже практикуются. По итогам каждого учебного полугодия по всем предметам и по всем классам проводится тестирование учащихся. Проверяется усвоение программы по тем или иным предметам, выявляются пробелы в преподавании. Результаты испытательных экзаменов анализируются и обсуждаются в педагогическом совете школы. Немаловажный момент — тестовые работы проверяются коллегой-предметником, чтобы была объективная картина всего процесса.

Безусловно, могут быть и другие варианты оценивания эффективности образовательного процесса в школе. Основная цель заключается в стимулировании учителя к творческому подходу к работе, высоким качественным показателям, отдаче, достойной оплате его труда. Более того, новая система оценки результатов обучения позволит «фильтровать» педагогический контингент: кто не справляется с работой, не соответствует современным профессиональным критериям, должен уйти из школы.

— Скажите, если будут введены профильные классы в школах и повышены зарплаты учителям, то репетиторство сведется к минимуму?

— Я уверена в этом. Во-первых, зарплата будет увязана с результатом работы педагога. А для этого нужно искать новый формат ведения уроков, изучать более современные технологии, на что, конечно же, требуется дополнительные время для участия в тренингах, курсах усовершенствования. Совмещать репетиторство с этими занятиями не получится.

Если быть откровенным, далеко не каждому педагогу нравится после уроков собирать у себя на дому группу учеников и вести с ними занятия за счет домашних дел, собственного отдыха, воспитания детей.

В последние годы в Азербайджане проводятся конкурсы «Лучший учитель года». Эти конкурсы, во-первых, учат учителя критически относиться к своей работе, а во-вторых, в определенной степени способствуют профессиональному росту. Победители конкурсов сегодня применяют на своих уроках современные методики преподавания, умеют добиваться поставленной цели.

— Сегодня много говорят об авторитете учителя в обществе, падении его престижа. В чем причина такого положения?

— Я более 20 лет работаю в школе и пришла к выводу, что нет плохого ученика, нет бездарного ребенка, есть учитель, который не любит свою профессию. Да, к большому сожалению, в наших школах есть учителя, которые не любят работать в школе, это не их призвание. Вторая причина — социальное положение учителя, материальная стесненность. Учитель не должен ждать, когда на праздник ему родители вручат конверт с энной суммой денег.

— А как педагоги, не любящие школу и детей, попадают в школу?

— Как мне кажется, это издержки тестового приема абитуриентов в вузы. К нам в школу приходят на практику студенты педвузов. Часто с ними беседую о выборе специальности, слышу откровенные признания. Оказывается, не все по зову сердца и призванию идут в педагогический. Мне кажется, при приеме абитуриентов нужно проводить экзамен по способностям.

— Для чего это нужно?

— Провести собеседование, чтобы понять, насколько молодой человек осознанно выбрал эту специальность, насколько он любит свою будущую работу. Заодно проверить дикцию будущего учителя, произношение слов, умение излагать мысли и т.д. На практике происходит иначе. По сумме баллов абитуриент попадает в педвуз и, несмотря на то, что мечтал о другом поприще, начинает учиться. В результате в будущем занимается работой, к которой не имеет интереса и желания. Будет ли он вкладывать душу в работу, любить детей, учить их, радоваться их успехам? Конечно, нет. А откуда тогда взяться авторитету? Учитель должен сам снискать себе уважение.

 

Азербайджанские известия.- 2014.- 16 января.- С.- 1,3.