Адиль АЛИЕВ, руководитель отдела грязевого
вулканизма Института геологии НАНА: «Грязевые вулканы — важный объект научных
исследований»
Азербайджанские ученые впервые в истории составили Атлас грязевых вулканов нашей планеты. Сейчас эта работа на стадии завершения и подготовки к изданию. Авторами получена новая информация о грязевых вулканах мира. Об этом и многом другом корреспонденту «Азербайджанских известий» Галие АЛИЕВОЙ рассказал заведующий отделом грязевого вулканизма Института геологии НАНА, доктор геолого-минералогических наук, профессор Адиль АЛИЕВ.
— Если Атлас грязевых вулканов мира подготовлен впервые, какой же документ был источником для изучения этого природного явления, обновления информации?
— Раньше считалось, что в мире насчитывается порядка семисот-восьмисот грязевых вулканов. Позже эта цифра выросла до девятисот, а когда мы работали над атласом и вовсе — до двух тысяч. В Азербайджане их — более трехсот. Эта цифра тоже относительно новая, раньше наши ученые полагали, что на юге Каспия имеется 170 морских вулканов. Затем были проведены сейсмические исследования, съемки из космоса, и старая информация была обновлена. Сейчас эта цифра достигла 230, включая восемь островных в Бакинском архипелаге. И это не считая остальную территорию страны.
— А где еще имеются грязевые вулканы?
— На всех континентах. Они выявлены в сорока двух странах, и некоторые из них стали известны за последние пятнадцать-двадцать лет. Кроме того, ряд новых грязевых вулканов обнаружены в глубоководных зонах Каспийского, Черного и Средиземного морей.
— Как шла работа над атласом? Это международный проект?
— Нет, атлас, готовящийся на трех языках (азербайджанский, русский, английский), — труд исключительно сотрудников нашего института. Работая над ним, мы изучили около шестисот источников переводной литературы. Накоплен огромный информационный материал, и позже, я думаю, мы еще издадим книгу, где будут рассмотрены вопросы образования вулканов в планетарном масштабе, механизм проявления, их связь с нефтегазоносностью, сейсмичностью и многое другое.
— Какие работы проводятся с зарубежными коллегами?
— Продолжается работа с немецкими специалистами, исследуем вулканы, расположенные в «транзитной» — переходной от суши к морю — зоне. Продолжается и совместный проект с учеными Академии наук Украины — проводим сравнительный анализ вулканов, расположенных на Керченском полуострове, и в Азербайджане. Основная цель — выявить общее и различия в их механизме формирования и проявления в Каспийском и Черном морях. Думаю, эта работа займет еще несколько лет, потому что первичные результаты исследований показывают, что на Керченском полуострове грязевые вулканы не столь активны, как в Азербайджане. Они были активны в геологическом прошлом.
— А о чем, в принципе, может свидетельствовать активизация вулканов?
— Активизация грязевых вулканов обычно происходит в период подготовки слабых землетрясений. В свою очередь сильное землетрясение может стать причиной извержения вулкана, накопившего энергию и готового для проявления. В Азербайджане обычно происходит три-четыре извержения вулкана в год, а в прошлом веке бывало и больше — от восьми до двенадцати извержений. И большинство этих извержений были связаны с землетрясениями. К слову, афтершоки, произошедшие под воздействием сильного землетрясения на Каспии 25 ноября и 6 декабря 2000 года, продолжались до марта 2001 года. И в результате этого в 2011 году в Азербайджане произошло рекордное число извержений грязевых вулканов — шестнадцать.
— Можно ли прогнозировать извержения?
— Практически невозможно. Однако если вулкан активизировался, то над этим следует задуматься. Учитывая в среднем интервалы покоя между извержениями отдельных вулканов, можно предположить, когда произойдет следующее извержение. Хотя определить точное время все равно очень сложно, потому что не всегда предположения оказываются верными. К примеру, вулкан Айрантекен часто извергается, а расположенный рядом с ним вулкан Гаракюре не извергался уже около полувека.
— Землетрясение и извержение происходят, как правило, синхронно?
— Необязательно, но бывали случаи, когда и в один день. К примеру, через 15 минут после Шамахинского землетрясения, которое разрушило город в 1902 году, произошло сильное извержение вулкана Шихзарли. Вулкан может извергаться и через неделю и месяц, когда до него дойдет сейсмическая волна. Мы установили, что вулкан сам должен быть готов для извержения, накопив достаточно энергии. Землетрясение же является для этого толчком.
— А как сейчас ведет себя Шихзарли?
— Ситуация там пока стабильная. Извержение одного из самых активных и крупных грязевых вулканов Азербайджана в Гобустане произошло в декабре прошлого года. Случилось землетрясение, и накопившаяся в нем энергия выплеснулась наружу. В прошлом году, в апреле, у нас было зарегистрировано еще одно сильное извержение вулкана — Ахтарма-Пашалы в Гаджигабульском районе. Шихзарли периодически извергается с 1844 года, а прошлогоднее извержение было двадцать третьим по счету.
— Не опасен ли для жизни и здоровья человека грязевой вулкан?
— Особой опасности нет, но когда происходит извержение, конечно, нежелательно находиться поблизости. А вот для здоровья человека, безусловно, очень полезна выделяемая им грязь. Помнится, мы еще в 80-х годах XX века в шестнадцати поликлиниках Баку и Гарадагского района с разрешения Минздрава «внедрили» вулканическую грязь для физиотерапии. Она широко используется также в косметологии, урологии, гинекологии. Вулканы нами изучаются очень давно. Это чрезвычайно важно для оценки перспектив нефтегазоносности больших глубин. Информацию о таких глубинах мы получаем, изучая выбросы вулкана при извержении, например, породы, среди которых нефтеносные песчаники. Изучая их, мы можем судить, на какой глубине, с какими геологическими образованиями связаны скопления нефти и газа. С этих позиций грязевые вулканы являются важным объектом научных исследований.
Алиева, Галия
Азербайджанские известия.- 2014.- 30 января.- С.- 3