Меж двух колец

Всемирный банк примет участие в создании транспортного коридора между Каспийским и Черным морями

 

Уже около десятилетия государства — члены Организации черноморского экономического сотрудничества вынашивают идею формирования кольцевой дороги вокруг Черного моря. Дальнейшее развитие проекта предусматривает соединение черноморского кольца по коридору через Грузию и Азербайджан с государствами Прикаспийского региона. Эту инициативу уже давно продвигает Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Всемирный банк также выразил готовность инвестировать в этот проект. С инициативой создания кольцевой автомагистрали вдоль побережья Черного моря около десятилетия назад выступила Россия. С ее подачи в сентябре 2006 года в Сочи был подписан меморандум о взаимопонимании относительно скоординированного развития этого трансрегионального дорожного проекта. Этот вопрос неоднократно рассматривался на последующих заседаниях ОЧЭС и нашел полное понимание стран-участниц, включая и государства, не имеющие прямого выхода к Черному морю. Проект предусматривал строительство четырехполосной автомагистрали общей протяженностью 7250 км, опоясывающей Черное море. Многополосная современная автотрасса была призвана обеспечить надлежащее качество транспортного движения, гарантируя при этом безопасность, скорость и удобство в соответствии с современными стандартами. Маршрут трассы был проложен через турецкие города Стамбул, Самсун, Трабзон и далее по территории Грузии — Батуми и Поти и трех российских городов — Новороссийска, Ростова-на-Дону и Таганрога, выводился на украинские Мариуполь и Одессу и далее через Молдову, Румынию и Грецию вновь замкнулся бы в Стамбуле.

Согласно меморандуму, финансирование строительства и реконструкция дорог по черноморской кольцевой предполагалось осуществлять из национальных фондов и бюджетов, кредитов международных финансовых организаций, а также с привлечением частных банков и инвестиционных фондов.

В свое время Азербайджан также проявлял интерес к проекту, несмотря на то, что маршрут черноморской кольцевой не проходил непосредственно по нашей территории. Этот интерес был связан, прежде всего, с возможностью привлечения дополнительного финансирования в магистральную сеть страны. Ведь создание черноморского «кольца» предусматривало модернизацию дорожных ответвлений в направлении государств, не имеющих выхода к этому бассейну, что в перспективе предоставило бы нашим грузоперевозчикам возможность участвовать в проекте посредством автодорог Поти—Тбилиси—Баку, а также Ростов на Дону—Волгоград—Астрахань—Баку.

Однако в последующие годы эта инициатива столкнулась с ключевой проблемой — необходимостью изыскать многие миллиарды долларов на строительство магистрали, в частности ее болгарского, румынского, грузинского и украинского сегментов. По крайней мере осилить этот проект только за счет средств государств-участников и ресурсов Черноморского банка торговли и развития не представлялось возможным. По той же причине так и не был создан международный консорциум с паевым участием стран ОЧЭС.

Впоследствии реализация начинания ОЧЭС уперлась в еще более трудноразрешимый геополитический тупик. Российско-грузинский военный конфликт августа 2008 года и возникшая следом проблема непризнанных территориальных образований надолго сорвали возможность сухопутного транспортного сообщения между Тбилиси и Москвой. Недавняя же эскалация на юго-востоке Украины, казалось бы, сделала еще более иллюзорным формирование полноценной кольцевой дорожной инфраструктуры вдоль Черного моря.

Тем не менее забытый, казалось бы, проект ОЧЭС вновь встал на повестку дня, обретя несколько иные очертания. «Всемирный банк реализует огромную работу по инвестированию в развитие транспортных связей между Азербайджаном и Грузией. Эта сфера — один из наших главных приоритетов, — заявил официальный представитель ВБ по странам Южного Кавказа Ахмед Эйвейда. — В частности, ведется реабилитация автомобильных дорог, начиная от Баку, и далее в направлении Гянджи и Тбилиси, с целью создания современного транспортного коридора между Каспийским и Черным морями. Реализация проекта уже началась, нами вложены инвестиции в размере свыше $1 млрд» (АПА).

По словам представителя ВБ, помимо магистральных автомобильных дорог инвестиции банка охватывают также морскую и железнодорожную компоненты.

Таким образом, берущая начало в Стамбуле и проходящая по территории Грузии трансрегиональная магистраль вместо российско-украинского направления может быть соединена с дорожной сетью Азербайджана. Причем с весьма реальной перспективой быть продолженной в сторону Ирана и других прикаспийских государств. Порукой тому служит подписанное в сентябре прошлого года в Астрахани соглашение министров транспорта прикаспийских стран о создании кольцевой железной дороги вокруг Каспия в 2015-2018 годах. По сути реализация этого проекта во многом завершена: уже не одно десятилетие существуют железнодорожные и автомобильные коммуникации между Россией и Азербайджаном и Россией и Казахстаном. В свою очередь не так давно Казахстан, Туркменистан и Иран завершили прокладку 650-километровой железнодорожной линии между населенными пунктами Узень—КызылкаяБерекетЭтрекГорган. Замкнуть это полукольцо вокруг Каспия поможет скорейшая реализация другого компонента проекта «Север—Юг» — завершение строительства 365-километрового иранского участка КазвинРешт—Астара с состыковкой рельсов на границе с Азербайджаном. Здесь же через несколько лет завершатся модернизация и строительство стратегически важной магистрали Масаллы—Астара. А это означает, что уже через три года Азербайджан окажется в центре международного коридора, связующего два транспортных кольца — Каспийское и Черноморское.

Агасаф АХУНДОВ

Азербайджанские известия.-2015.- 2 апреля.- С.- 2