Чингиз АБДУЛЛАЕВ, народный писатель: «Еще со школьных времен я интересовался немецким футболом»

 

В азербайджанском футболе произошло из ряда вон выходящее событие: руководителем самого известного клуба страны стал человек, который не имеет к этому виду спорта никакого отношения. Чингиз Абдуллаев — популярный автор большого количества детективных романов, секретарь Объединения писателей Азербайджана стал главой Наблюдательного совета футбольного клуба «Нефтчи». Субботнее интервью у него взяло агентство Day.az.

  — Для всех ваше назначение, что уж греха таить, было неожиданным. Для вас это предложение тоже было неожиданным, или вам заранее позвонили и дали возможность подумать?

— Позвонили и предложили. Четыре месяца назад. Я сразу ответил, что согласен. Просто нужно было найти время для того, чтобы всех нас состыковать, чтобы мы все одновременно были в Баку. И Ровнаг Абдуллаев, и я, и другие люди. Все должно было совпасть. Поэтому решили, что идеально будет после праздников.

— Вам объяснили, почему именно вы?

— Ну, примерно, да. Сказали, что нужны новые веяния в нашем футболе. В «Нефтчи» хотят произвести кардинальную перестройку, вывести клуб на международную арену и вообще приступить к формированию профессионального футбола.

— Вы — глава исключительно Наблюдательного совета «Нефтчи», к спортивному обществу «Нефтчи» отношения не имеете, верно?

— Нет, не имею. Речь идет о Наблюдательном совете футбольного клуба «Нефтчи».

— За футболом, его развитием, чемпионатами разных стран вы все время следили или только начали это делать?

— Думаю, немецкий футбол, например, лучше меня в Азербайджане вряд ли кто знает. Это всем известно и сегодня вечером даже проверяли.

— Даже так? Выходит, вы — болельщик немецкого футбола?

— Дело в том, что еще в школе, в начальных классах, мы с мальчишками разделились. Один человек занимался изучением бразильского футбола, как, например, вице-президент SOСAR Эльшад Насиров, с которым я учился в одном классе, кто-то занимался изучением итальянского. Кто-то Аргентиной, Францией, а я — Германией.

И я даже сейчас могу назвать не только по фамилиям, а по именам всех футболистов сборной Германии, которые с Берти Фогтсом выиграли чемпионат мира в 1974 году.

— Вы сказали, что являетесь одноклассником Эльшада Насирова. Наверняка в том, что именно вам предложили возглавить «Нефтчи», его роль была немалой?

— Думаю, что была. Он все-таки вице-президент АФФА. Но и Ровнаг Абдуллаев меня знает достаточно неплохо, если сделал мне такое предложение.

— Вы — известный не только в нашей стране, но и далеко за его пределами человек. И многие любители футбола в нашей стране рады этому назначению, но…

— Подобная практика есть во всем мире. Многие спортивные федерации возглавляют какие-то известные неспортивные люди. Ну, например, в нашей стране Федерацию шахмат возглавляет глава Нацбанка Эльман Рустамов.

— Да, но он ее спонсирует. Вы же «Нефтчи» спонсировать не будете.

— Ну, может быть, и буду в какой-то мере. Но дело же не в этом. Дело в том, что он руководит. Да и зачем спонсировать «Нефтчи», когда у него есть такой спонсор, как SOСAR?!

— Вы уже определились со своими первыми шагами на новой должности? Что ожидает «Нефтчи» в первую очередь? Вы намерены очень сильно изменить структуру клуба, философию?..

— Да. Но начнем с того, что пригласим в первую очередь профессиональных юристов. Мне, кстати, сегодня журналист задает вопрос, дескать, зачем вам юристы, вы же сами юрист? Я говорю, ребята, глазной врач не может лечить зубы или живот. Я — юрист по международному праву, а нам нужны юристы по договорным отношениям. Нужно просмотреть все договора заново. Посмотреть, кто и как выступает, какие у кого успехи. Огромные зарплаты, а результаты — хуже нулевых. Нужно с этим заканчивать. Нужно, чтобы люди не по знакомству устраивались, а согласно таланту. Да, на первых порах будет трудно. А что поделать? Если не справлюсь, уйду. Всегда можно подать заявление и уйти.

— Состав клуба сильно обновится?

— Безусловно. Надеюсь сделать так, чтобы команда играла в футбол, а не ходила по полю, размышляя о пиве, которое выпьет после игры.

— То есть вы не только функционеров клуба намерены заменить, но и футболистов тоже?

— Я не могу конкретно сейчас что-то сказать. Это будет неправильно. Надо сначала присмотреться. Структуру проверить, а потом уже говорить о каких-то своих конкретных планах. Но начать надо с того, чтобы просмотреть все договора и решить, кто останется, а кто уйдет. Уже многие люди сами подали заявление об отставке, хотя я никого не просил. Они понимают, что в новых условиях им будет сложно.

— И много таких людей?

— Да, много. Вчера только пять человек, если не ошибаюсь, руководители различных структур. Я их еще в глаза не видел и по фамилиям не знал. Но они уже на всякий случай уходят.

— С главным тренером Арифом Асадовым встретились? Была уже беседа?

— Да, конечно. И не только с тренером, но и со всеми остальными, в том числе с Садыхом Садыховым — бывшим президентом ФК «Нефтчи».

Садыхов остается в клубе, так?

— Думаю, да. От SOСAR нужен координатор, мы его ввели в состав Наблюдательного состава. Он неплохо знает все эти дела. Так почему бы ему не остаться и не работать?

— Вы — глава Наблюдательного совета клуба. И никакого президента в клубе нет?

— Я — главный человек, который определяет стратегию и тактику развития клуба, который определяет штаты, размеры зарплат и т.д. Мне дали эти широкие полномочия. Думаю, вместе с правлением и исполнительным директором мы сумеем начать какие-то подвижки.

— Вы остаетесь в Союзе писателей Азербайджана?

— И не только в Союзе писателей. Я могу перечислить вам еще 18 моих должностей. Я — член Комитета по государственным премиям АР, член комиссии ЮНЕСКО, член Геральдического совета при президенте…

— Но это все на общественных началах…

— А что, в «Нефтчи» я буду деньги получать? Нет, конечно.

— Как нет? Вы же, как руководитель, должны получать зарплату?

— Я не уверен, нет. Не думаю, что это будет правильно. Я все-таки прихожу помочь, а не деньги зарабатывать.

— Но это же нормально. Вы — наемный работник и должны получать зарплату.

— В том-то и дело, что я — не наемный работник, а главный акционер. Мы вообще думаем со временем акционировать клуб. И не только «Нефтчи», а все азербайджанские клубы. И чтобы акции купили болельщики и люди, которые захотят.

Ну если будут акции, будете получать дивиденды.

— Должны будем, если команда будет хорошо выступать. Если будут плохо выступать, то ничего не получим.

— В общем, мешать вашей деятельности в Союзе писателей новое назначение никак не будет?

— Нет, конечно. Говорят, плохим танцорам всегда что-то мешает. Если ты хочешь, ты работаешь. А если не хочешь, то всегда найдешь тысячу причин, чтобы не работать… Я написал на сегодняшний день 194 романа и повести. Ни один наш писатель не написал даже половину этого. И не потому, что я такой талантливый, а потому, что я, наверное, такой работоспособный и трудолюбивый. Ну что теперь делать, буду еще больше работать. Но это же интересно. Единственное, что могу сказать, это то, что наша цель — создать достаточно крепкий футбольный клуб на хорошем европейском уровне. И думаю, мы можем это сделать.

Азербайджанские известия.- 2015.- 4 апреля.- С.- 1