Солнечный талант южного Чаплина

Исполнилось 90 лет со дня рождения народного артиста Башира Сафароглу

Юмор — один из любимых жанров в театральном искусстве, кино и на телевидении, не оставляющий равнодушными зрителей. Талантливейшие артисты этого жанра по праву являются любимцами народа и остаются в его памяти надолго. Примеры тому — Чарли Чаплин, Луи де Фюнес, Тото, Фернандель, Бурвиль, Мирзаага Aлиeв, Агасадыг Герайбейли, Алиага Агаев, Лютвали Абдуллаев, Гаджибаба Багиров, Сиявуш Аслан, Яшар Нури и многие другие. В эту плеяду талантливейших артистов входит и Башир Сафароглу. За свою короткую жизнь он успел сыграть более ста ролей в театре и кино.

Приносящий добрую весть

Башир Сафар оглу Сафаров, получивший известность как Башир Сафароглу, родился в селении Рустов Губинского района (а не в городе Баку, как утверждается в некоторых источниках). Имя Башир — арабского происхождения, оно означает «приносящий добрую весть». Если учесть амплуа актера, то его комедийные роли и впрямь приносили людям радость и доброе настроение. Башир Сафароглу как молния ворвался в театральный мир и на кино- и телеэкраны и покинул его на пике творческого расцвета ввиду безвременной смерти (ему было всего 44 года).

Рос он в бедной семье, начальное образование получил в Рустовской сельской школе. Однако вскоре, после смерти отца, их семья во главе с матерью, Гызылгюль ханым, переехала в Баку. Здесь Башир продолжил учебу в школе №14 (сейчас в этом здании напротив метро «Ичери шэхэр» располагаются школы №132 и №134). Именно отсюда пролегла его первая тропинка к профессиональной карьере: 7 марта 1936 года школьный пионервожатый повел ребят в ТЮЗ, на пьесу «Челюскинцы» А.Атаева и А.Гасанова в постановке Солтана Дадашева. Юный Башир впервые в жизни оказался в театре. Игра артистов произвела на него неизгладимое впечатление и повлияла на выбор профессии: мальчик не на шутку увлекся театром.

Его бабушка работала портнихой в Доме культуры имени Абилова, где имелся свой драматический кружок. Бабушка занималась воспитанием внука и знала о его увлечении театром. Она поспособствовала, чтобы его приняли в драмкружок, и 31 декабря 1939 года состоялся дебют Башира на сцене женского клуба имени Али Байрамова. В связи с пятилетием со дня смерти Джафара Джаббарлы юные актеры подготовили постановку пьесы «Севиль». Башир в ней сыграл роль Гюндюза.

Следующей ступенькой в карьере Башира стала дата 22 октября 1940 года. Именно тогда его, играющего роль переводчика Алибека в спектакле драмкружка по трагикомедии Джамедкулизаде «Мертвецы», увидел помощник режиссера Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии Нияз Шарифов. Он пригласил парня в массовку в свой театральный коллектив. Здесь Башир выступал в ролях без слов в таких постановках, как «Мешади Ибад» Узаджибекова и «Визирь Ленкоранского ханства» (по одноименной пьесе М.Ф.Ахундова, в музыкальной обработке композитора Ниязи).

Чудесное исцеление

Работу Башира в театре прервала война. Сразу после начала Великой Отечественной он, несмотря на недостаточный возраст, ушел на фронт добровольцем. В июне 1942 года в одном из боев получил тяжелую контузию, в результате которой потерял речь и слух и был комиссован. Вернувшись в Баку, он стал простым рабочим, затем пошел в шоферы и… записался в драмкружок Клуба шоферов! Более того, одновременно он посещал другой драмкружок, которым руководил Агали Дадашев (это был тот самый кружок, куда юный Башир ходил еще до войны)!

Трудно такое представить, но влюбленный в театр парень выступал на сцене, будучи глухонемым! Агали Дадашев, объясняя то, что он принял Башира в свой коллектив, пояснял, что этот молодой человек настолько любит сцену, что если его лишить возможности выступать на ней, он может умереть.

Очередной вираж судьбы очень быстро вновь приблизил Башира к большой сцене. В драмкружке Клуба шоферов его заметил прославленный комедийный актер Лютвали Абдуллаев. Он-то и пригласил юношу в Театр музкомедии. В сентябре 1942 года Башира Сафароглу официально зачислили во вспомогательный состав (в группу миманс) Азербайджанского государственного театра музыкальной комедии им. Джамедкулизаде. В течение шести месяцев новенький просто стоял в последнем ряду хора и открывал рот…

А потом случилось чудо. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Как-то раз Башир Сафароглу переходил трамвайные пути, и вдруг неожиданно буквально перед ним оказался вынырнувший из-за поворота трамвай. От испуга Башир закричал — и в тот же миг его контузия прошла.

И вновь на родной сцене

Через несколько лет после чудесного обретения речи и слуха молодому артисту, в результате очередного крутого виража судьбы, пришлось вновь расстаться с любимым театром. 7 апреля 1949 года Театр музкомедии закрыли. Башир вновь сел за баранку: сохранился фотоснимок 1951 года, на котором он снят на фоне грузовика-«полуторки». Но без сцены он мог жить и поступил в эстрадную группу при Азербайджанской государственной филармонии.

Позднее, в 1954-1956 годах, Башир работал артистом в не имеющем государственного статуса Театре музкомедии, организованном режиссером Солтаном Дадашевым при Театре оперы и балета (и одновременно при Нагорном парке отдыха в Баку). А 21 марта 1956 года период опалы для ставшего родным Баширу очага культуры закончился: Азербайджанский государственный театр музыкальной комедии был официально восстановлен (хотя уже не носил им. Джамедкулизаде).

Сразу после открытия театра его художественный руководитель Шамси Бадалбейли пригласил в труппу и Башира Сафароглу. Больше расставаний с любимой сценой у него не было — здесь Башир Сафароглу проработал до конца своей жизни.

Молодой актер в полной мере проявил свое яркое артистическое дарование, выступая как великолепный комедийный артист, исполнял и песенные партии своих ролей. От роли к роли раскрывались его природная харизма и присущие лишь ему речь, дикция, умение и мастерство артиста оперетты, дар экспромта, эксцентричность — все то, что и принесло ему любовь зрителей. Многие ходили в театр специально «на Башира Сафароглу».

Диапазон у актера и в самом деле был весьма широк. Башир Сафароглу выступал и в классических опереттах Узеира и Зульфюгара Гаджибековых, и в музыкальных комедиях современных драматургов и композиторов, в разнохарактерных ролях сатирического и юмористического плана.

Год от года становился все ярче, самобытнее талант актера, создавшего ряд незабываемых образов в классических и современных произведениях. Среди них — Мешади Ибад и Кочи Аскер в спектакле «О олмасын, бу олсун» («Не та, так эта»), Сулейман в «Аршин мал алане», Салянский «Гезюн айдын», Кадир и Гюлюмсаров в «Улдузе», Узун в «Той киминдир?», Наджаф в «Дурне», Кадир в оперетте «Гызылгюль» («Роза») Солтана Гаджибекова и другие.

Но его талант был шире обычного актерского. Так, в музыкальной комедии «Нам нужно всего одно очко» Башир Сафароглу не только сыграл одну из главных ролей, но был и соавтором либретто. Артист многогранной творческой палитры, Башир Сафароглу умел находить яркие краски и приемы, позволяющие талантливо «обличать отжившие нравы и обычаи» (так писали это при его жизни), невежество, отсталость, ханжество своих персонажей. Эти работы художника яркого артистического дарования и мастерства, полюбившиеся зрителям, вошли в историю азербайджанского театра, кино и телевидения.

Башир Сафароглу, по мнению театральных критиков, искусствоведов, да и простых зрителей, был талантливым «самородком сцены», истинно народным артистом, несмотря на то, что не имел специального и высшего образования. В короткое время став ведущим актером Музкомедии, он привлекал внимание зрителя к любому спектаклю с его участием.

В 1963 году великий юмористический артист Аркадий Райкин, впервые увидев выступление на спектакле Башира Сафароглу во время московских гастролей Азербайджанского театра музыкальной комедии, назвал его «южным Чаплином».

Последней ролью Башира Сафароглу в театре стал Новрузали в оперетте «Харадасан, ай субайлыг?» (Где ты, холостяцкая жизнь?) по пьесе Салама Гадирзаде, композитора Сулеймана Алескерова и режиссера Алигeйдapа Алекперова (16 февраля 1968 г.). В этом спектакле актер выступил лишь на общественном просмотре. Премьера и последующие постановки из-за обострившейся болезни прошли уже без него.

Трудное искусство миниатюры

В 1967-1968 годах огромной зрительской популярностью пользовался эстрадный ансамбль миниатюр «Гялмяли, гёрмяли, гюлмяли…» (режисср Алигeйдap Алекперов, авторы сатирических миниатюр Сейфаддин Даглы, Салам Гадирзаде, Джахангир Асланоглу), выступавший на сцене Азербайджанской государственной филармонии. Современному азербайджанскому зрителю, благодаря телевидению и кино, запомнились снятые в свое время AzTV миниатюры в исполнении двух актеров. Одним из них часто был Башир Сафароглу, игравший в паре с не менее блистательным Алиагой Aлиeвым, а также Офелией Мамедзаде и Мухлисом Джанизаде. В этом жанре были объединены национальная игровая эстетика с институциональной поэтикой театрального искусства.

Особый успех имели две миниатюры «Бир сыфыр Балогланын хейриня» (1-0 в пользу Балоглана) и «Езня» («Зять»). В первой из них Башир Сафароглу играет выпивоху, а роль его супруги исполняет О.Мамедзаде. Сюжет прост: любитель выпить прячет бутылку водки от жены в укромном месте, но та ее находит и просит мужа бросить пить, дать зарок. Муж клянется, и жена требует в подтверждение обещанного вылить содержимое бутылки в раковину. Тот с фразой «Прощай, мой сорокалетний неразлучный друг» выливает содержимое бутылки, после чего жена признается, что не стоит жалеть, так как она заменила водку водой. Башир Сафароглу, выслушав это признание, с присущей только ему юмористической манере произносит: «Балоглан не фрайер, я еще до ухода на работу выпил водку, а вместо нее заполнил бутылку водой из-под крана. Так что один ноль в пользу Балоглана». Фразы «Балоглан хяриф дейил» («Балоглан не фрайер») и «Бир-нол Балогланын хейриня («Один-ноль в пользу Балоглана») вошли в народную лексику, до сих пор оставаясь летучими фразами.

Во второй миниатюре напарником Башира Сафароглу был Алиага Агаев, игравший роль директора автобазы. Башир скороговоркой сообщает тестю тревожную весть о пожаре на автобазе. Тот просит его сообщить это известие медленно. Зять начинает излагать историю пожара подробно, и по ходу изложения тесть спрашивает о том, что конкретно сгорело. Когда Башир сообщает ему о «медленно» сгоревших автомашинах и другом казенном имуществе, тот воспринимает это спокойно. Потом тесть вспоминает, что в связи с жаркой погодой он при уходе с работы оставил в своем кабинете, в помещении дирекции гаража, модный плащ фирмы «Макинтош», и спрашивает, что с ним сталось. До этого обо всем, сгоревшем в пожаре, Башир сообщал словами: «медленно» — «йаваш-йаваш». Но когда дело доходит до плаща, то моментально перевоплощается и эмоционально произносит, что макинтош сгорел «мгновенно». От этого известия у тестя сердечный приступ. Зять, взяв его за запястье, замеряет пульс, который уже еле ощущается. Башир продолжает считать, держа руку тестя. А потом со словами «Тесть медленно ушел» отпускает его руку …

Незамысловатые сюжеты бледно выглядят в описании — надо своими глазами увидеть эти миниатюры. Благо, такое и сейчас возможно, потому что они были своевременно сняты на кинопленку и эти записи сохранились до наших дней.

 

Насреддин Четвертый

 

Талант Башира Сафароглу щедро проявлялся во многих областях искусства, в том числе и в кино. Его фильмография насчитывает семь художественных кинолент.

В 1967 году на экраны Советского Союза с большим успехом вышел художественный фильм «12 могил Ходжи Насреддина», снятый на киностудии «Таджикфильм» режиссером-постановщиком Климентием Борисовичем Минцем, известным советским сценаристом и режиссером.

Башир Сафароглу сыграл там заглавную роль — народного мудреца и острослова Ходжу Насреддина. На русском языке его роль в фильме озвучивал известный советский актер Евгений Вестник. За талантливое исполнение этой роли Башира Сафароглу прозвали «Насреддином Четвертым» советского кино».

К слову, небезынтересно будет знать, что первым Ходжой Насреддином, появившимся на советских экранах еще во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, был артист Лев Свердлин, исполнивший роль восточного мудреца и острослова в художественном фильме «Насреддин в Бухаре». Этот образ сразу стал одним из любимых народных героев.

Второй Насреддин был сыгран немногим позднее узбекским артистом Р.Хамраевым в фильме «Похождения Насреддина». После Бухары любимый герой народов Азии и всего тюркского мира перекочевал в Ходжент. В картине «Таджикфильма» «Насреддин в Ходженте» его сыграл актер Г.Тонунц, хорошо известный азербайджанским зрителям по исполнению роли Тарлана в художественном фильме «Можно ли его простить?», снятом на киностудии «Азербайджанфильм». Таким образом «12 могил Ходжи» стал четвертым посвящением Насреддину. Отсюда и прозвище, которого удостоился Башир.

Эпизодов смешных, трогательных, даже трагичных по каждому фильму, в котором снимался Башир Сафароглу, можно вспомнить много. И все они свидетельство выдающегося комедийного таланта этого замечательного актера.

Кроме фильма «12 могил Ходжи Насреддина» Башир Сафароглу снялся в еще шести художественных картинах. И хотя роли его были отмечены удивительным разнообразием — и положительные, и отрицательные, они были одинаково яркими и запоминающимися.

Самой первой его ролью в художественном кино стала роль колхозника, друга Амирхана, в первом отечественном телевизионном художественном фильме «Айгюн», снятом на Азербайджанском телевидении в 1960 году известным азербайджанским режиссером Камилем Рустамбековым по собственному сценарию на основе одноименной поэмы Самеда Вургуна. Демонстрация фильма состоялась в 1961 году.

Еще одним фильмом, в котором снялся Башир Сафароглу, была короткометражка-фельетон, выпущенная в 1960 году киностудией «Азербайджанфильм». Режиссером картины был Шуа Шейхов, а Башир Сафароглу сыграл в ней роль Джамиля. В этой киноленте критиковались любители спиртного, а сюжет искрился юмором. В главных ролях снялись Лютвали Абдуллаев и Барат Шекинская. Герой фильма, находясь в подпитии, попадает в другой город — в Кировабад (Гянджу), с чужим, по ошибке взятым чемоданом, в котором обнаруживается «чертеж карбонной бомбы»… и закручивается почти детективный сюжет.

В знаменитой музыкальной комедии «Где Ахмед?», снятой на киностудии «Азербайджанфильм» в 1963 году известным режиссером Адилем Искандеровым, Башир Сафароглу занят в эпизодической роли пьяного (опять это амплуа) Ахмеда. Сыграл очень реалистично, с юмором и запомнился зрителям.

Довелось Баширу Сафароглу исполнить и главного отрицательного героя — им стал Гюлюмсяров в художественном полнометражном фильме «Улдуз», снятом в 1964 году на киностудии «Азербайджанфильм» в жанре музыкальной комедии на основе одноименной оперетты Сулеймана Алескерова. Режиссером и автором сценария был Агарза Гулиев. Во всесоюзный кинопрокат лента вышла в 1967 году под названием «Любовь и лимандры». К сожалению, в этом фильме сам Башир Сафароглу не озвучивал свою роль ни на азербайджанском, ни на русском языке — и это было большой потерей, особенно для азербайджанского варианта, что отразилось на убедительности и выразительности сыгранного им образа.

Следующим фильмом, в котором снялся Башир Сафароглу, стал короткометражный телевизионный художественный фильм «Шерстяная шаль», снятый на Азербайджанском телевидении в 1965 году. Режиссером-постановщиком и автором сценария фильма был Рауф Кязимовский. В этой экранизации одноименного рассказа известного азербайджанского писателя Ильяса Эфендиева Башир сыграл роль Мужчины. Фильм рассказывает о любовной истории молодой пары.

Последней киноролью Башира Сафароглу стал Сафар в художественном фильме «Жизнь хорошая штука, брат!» — экранизация романа «Романтика» Назыма Хикмета. Она снята на киностудии «Азербайджанфильм» в жанре романтической киноповести в 1966 году. Режиссеры фильма — Рамиз Аскеров и Антонис Воязос, автор сценария — Леонид Агранович.

Продолжение династии

Башир Сафароглу пользовался не только огромной зрительской любовью. Его заслуги в театре и кино высоко оценены правительством. Он был удостоен званий заслуженного артиста (1964 г.) и народного артиста Азербайджанской ССР (1968 г.), был награжден многими государственными наградами.

Умер великий артист Башир Сафароглу 23 марта 1969 года в Баку от онкологической болезни и был похоронен в Аллее почетного захоронения.

Память о нем живет и сегодня. К счастью и удовольствию его почитателей, сохранились и киносъемочные материалы, телезаписи отрывков его театральных выступлений, художественные и документальные фильмы с его участием и о нем. Среди визуальных материалов особенно интересен художественно-документальный телевизионный фильм «Башир Сафароглу», снятый в 1969 году известным азербайджанским режиссером Рауфом Кязимовским.

Некоторые текстовые, фото- и видеоматериалы о Башире Сафароглу можно найти в Интернете, библиотеках и государственных архивах Азербайджана. И все же даже это — лишь небольшая часть его богатейшего творческого наследия.

Но, возможно, лучшая дань памяти великого артиста Башира Сафароглу — продолжение его дела и имени дочерью Афаг Баширгызы, унаследовавшей от него артистический дар. Она тоже стала любимой и ведущей комедийной актрисой азербайджанской театральной сцены, кино и телеэкрана. Как и отец, она получила почетные звания — стала заслуженной, а затем народной артисткой Азербайджана. О значимости ее яркого исполнительского мастерства говорит тот факт, что в 2013 году эта актриса была награждена орденом «Шохрат». Сегодня Афаг Баширгызы — художественный руководитель театра, созданного в память об отце и носящего его имя.

Независимый Азербайджан, его руководство и народ чтят память своего талантливого сына. Одна из улиц в центре столицы страны названа в честь Башира Сафароглу. Распоряжением президента Ильxама Aлиeва его 90-летие со дня рождения широко отмечается в стране.

Башир Сафароглу был выдающимся актером, любимцем публики, и не только азербайджанской. Он ушел из жизни рано, но остался в памяти всех тех, кто знал его лично, видел его выступления на сцене и экране, читал и слышал о нем как истинный самородок большой сцены.

Низами АГАЕВ

Азербайджанские известия.- 2015.- 18 апреля.- С.- 3