Самое мощное орудие
Артефакты, найденные в Наргизтепе, полностью опровергают «древнеармянскую» принадлежность
Карабаха.
Долгое время темы исследований по карабахскому конфликту, военному противостоянию Азербайджана и Армении были, в большей степени, прерогативой историков, политологов, конфликтологов. Однако инициированный Фондом развития науки при президенте Азербайджана (ФРН) грантовый проект «Карабахские исследования», стартовавший в мае 2012 года, положил начало новому этапу в изучении этого крайне важного для Азербайджана, да и всего региона вопроса. Первый мобильный грант был посвящен исследованиям жемчужины Азербайджана — Шуше. Подобные научные конкурсы с тех пор объявлялись ежегодно, а иногда и дважды в год. В январе 2015-го был объявлен уже 7-й по счету мобильный грант. К исследованиям были привлечены не только историки, но и археологи, этнографы, архитекторы, филологи-фольклористы и даже медики.О результатах своей работы ученые рассказали на недавней конференции, которую фонд организовал вместе с Академией госуправления при президенте Азербайджана. Тематика конференции охватила широкий круг вопросов — от геноцида против азербайджанского народа, коварства армянской диаспоры, советизации Азербайджана до потери наших земель, политики двойных стандартов, армянской оккупации, состояния беженцев и вынужденных переселенцев.Примечательно, что сугубо политических докладов на конференции было сравнительно меньше, чем научных, как бы подтверждая тезис вице-президента НАНА, академика Исы Габиббейли о том, что самым мощным орудием пропаганды во все времена были и по сей день остаются наука и результаты исследований ученых. Именно с их помощью, по мнению академика, можно доказать истину, а правильное применение этого оружия является настоящим искусством. О важности проводимых по карабахской теме научных исследований в своем выступлении высказался и депутат Милли меджлиса Фаттах Гeйдapов. И доклады, заслушанные на конференции, стали тому наглядным подтверждением.Большой интерес присутствующих вызвали выступления сотрудников Института археологии и этнографии НАНА об оставшемся на оккупированной армянскими агрессорами территории уникальном памятнике древнетюркской культуры Наргизтепе, расположенном в Ходжавендском районе Азербайджана, в 2-3 километрах от линии соприкосновения войск. Там археологи обнаружили остатки поселения, относящегося к эпохе бронзового века. Кроме того, часть найденной в Наргизтепе глиняной посуды относится к культуре кувшинных погребений, другая часть — к эпохе средней бронзы (первая половина II тысячелетия до н.э.).По словам научного сотрудника Института археологии и этнографии НАНА, доктора философии по истории Тевеккюля Aлиeва, судя по артефактам — керамике и расписной посуде, культурные отложения Наргизтепе идентичны верхним слоям Узерликтепе, — поселения эпохи средней бронзы, обнаруженного на восточной окраине Агдама.
Наргизтепе — уникальный памятник, который также сохранил материальные свидетельства, относящиеся к энеолиту, античному периоду. В частности, тут находится кладбище, где похоронен Гараджа чобан, один из героев средневекового эпоса Деде Горгуд (Китаби Деде Горгуд, письменный текст относится к VII веку). Могилы на кладбище Наргизтепе частично датируются 2-2,5-тысячелетней давностью, половина из них относится к V-VII вв. и XI-XV вв. нашей эры. Большая часть могил — это захоронения тюрков-огузов, живших здесь в течение многих веков. То, что в основном могилы относятся к тюркским, а точнее, огузским племенам, — неопровержимое доказательство ошибочности армянской и иранской концепции о том, что огузы появились в регионе не ранее XI-XII вв.
Во время карабахской войны кладбище и окрестности Наргизтепе стали ареной кровопролитных сражений, армянская сторона прилагала все усилия для того, чтобы захватить и разрушить эти памятники. Армяне прекрасно знают о культурно-исторической ценности Наргизтепе и считают его «угрозой» своей «древнеармянской» концепции о Карабахе. Прямо на кладбище Наргизтепе шли ожесточенные бои, это место много раз переходило из рук в руки, здесь сложили свои головы и стали шехидами 147 азербайджанских бойцов. Именно здесь в апреле 1994 года состоялась памятная встреча Гeйдapа Aлиeва с воинами Ходжавендского батальона.
Самоотверженность азербайджанских солдат позволила отстоять и сохранить этот важнейший памятник нашей культуры и истории, который, тем не менее, сильно пострадал в результате боев и армянского вандализма. Многие из надгробных плит перевернуты, раздроблены и изрешечены пулями. К тому же в июне 2006 года в результате учиненного армянской стороной поджога на прифронтовой полосе огонь перекинулся на кладбище, пострадали многие могилы и надгробия, в том числе и камни на могиле Гараджа чобана. То есть и поныне армянская сторона делает все, чтобы стереть с лица земли доказательства автохтонности тюркских народов в Карабахе.
Ученые выиграли конкурсный грант на археологические исследования Наргизтепе в 2013-м. Годом ранее Фонд развития науки профинансировал исследовательский проект «Карабахская одежда». На выделенные средства был выпущен каталог характерной для той зоны одежды, обуви, украшений, аксессуаров, которые носили азербайджанцы. Об этом на конференции рассказал сотрудник Института археологии и этнографии Фазаил Велиев.
Благодаря грантовому финансированию по линии ФРН удается решать многие задачи, имеющие непосредственное отношение к науке. К примеру, работа Хагани Насибова из компьютерной компании SINAM MMC (партнер НАНА), представившего в своем докладе мультимедийную 3D модель космического изображения современной Шуши, и Захиды Мамедовой из Азербайджанского института архитектуры и строительства, представившей виртуальную реконструкцию некоторых памятников культуры Карабаха при помощи графической программы Adobe Premiere. На экране монитора словно ожила до боли знакомая Шуша, раскинувшаяся на высокогорье — в развалинах и руинах, с ее знаменитой крепостью (Шуша галасы, Иреван гапысы), мечетями, старинными банями и рынками, и наши памятники в Кяльбаджаре, Лачине, Зангилане, Барде — исламские и христианские, относящиеся к периоду Кавказской Албании.
Еще одна тема исследования — оценка состояния здоровья азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев. Оно проведено в научно-исследовательском медицинском центре «Саглам несил», сотрудник которого Гюнай Зейналова рассказала, что грант на это исследование центр выиграл в ФРН 2014 году. «Мы работали, — заявила доктор Зейналова, — с беженцами разных возрастов, разместившимися в Абшеронском и Гарадагском районах, и в наших исследованиях были применены порядка 40 международных стандартов». А результаты, с которыми молодой ученый ознакомила присутствующих, таковы: в первой тройке заболеваний, характерных для этой категории населения, по-прежнему остаются психоневрологические, сердечно-сосудистые и анемия. А причины известны — стресс, миграция, сильнейшее эмоциональное напряжение, факторы, которые сопутствуют всем военным конфликтам мира.
Галия AЛИEВА
Азербайджанские известия.- 2015.- 24
апреля.- С.- 2