Орхан АГАБЕЙЛИ, перкуссионист: «У нас,
азербайджанцев, кровь горячая, и игра руками, наверное, заложена в нас
генетически»
Известного украинского перкуссиониста и барабанщика Орхана Агабейли на исторической родине знают, к сожалению, не очень многие. Так уж сложилось, что талантливый молодой музыкант, завоевавший большую популярность и в своей стране, и за ее пределами, в Азербайджане никогда не выступал, не принимал участия в бакинских джазовых фестивалях. Тем не менее сам он духовной связи с нашей культурой, национальной музыкой не теряет, неизменно включая ее в программу своих концертов. О себе и своем творчестве Орхан АГАБЕЙЛИ рассказал в интервью vesti.az.
— Расскажите, пожалуйста, о себе? Где родились, выросли, учились?
— Я родился в Азербайджане, но еще ребенком вместе с семьей переехал в Украину. Так что вырос я в Украине, учился в Харьковской консерватории на джазовом отделении эстрадной кафедры по специальности ударные инструменты.
— Почему решили стать перкуссионистом? Какой момент предопределил вашу музыкальную жизнь?
— В консерватории, обучаясь игре на ударной установке и параллельно перкуссии, я понял, что именно перкуссия (выстукивание звука руками. — Ред.) мне все-таки ближе во всех смыслах и контекстах, так как у нас, азербайджанцев, кровь горячая и ритмичная, и играть руками у нас, я бы сказал, тоже, наверное, заложено генетически, но мышление ударника мне очень помогает. Поэтому не зря я учился именно на ударника.
А музыкальную жизнь предположила следующая ситуация. Мой младший брат Ширхан — басист (на сегодня — единственный азербайджанец, который выиграл президентскую стипендию в Berklee college of music в Бостоне), ходил в музыкальную школу. А в это время я, будучи полным ботаном, сказал себе, что надоели эти учебники, хочется что-то для себя, для души, и решил последовать примеру брата. Но в семье были против, так как по плану я должен был хорошо отучиться и стать хирургом. Тогда я стал стучать везде и всюду, на чем возможно.
На выдаваемые родителями деньги на карманные расходы приобрел свой первый барабан. Купил, принес домой и сказал — все, отныне я барабанщик, так и понеслось. Одним словом, меня вдохновил мой брат.
— Вы выступаете в составе музыкального проекта Anno Domini вместе с Мариной Захаровой и Димой Горелик. Как вы пришли в этот проект?
— Сейчас, к сожалению, Дима Горелик с нами уже не играет, так как он живет в Польше, а проект Anno Domini уже пять лет как переименован в проект Marinita. Попал я в этот проект благодаря моему другу и коллеге Жене Машковцеву, который 11 лет назад попросил меня заменить его на один концерт. Я пришел, поиграл с Мариной. И с тех пор мы играем вместе.
— Поделитесь, пожалуйста, с читателями самыми большими успехами в вашей музыкальной жизни.
— Успех — понятие растяжимое, особенно в нашей сфере, работа продолжается каждый день, путь к вершине бесконечен. Для меня очень важно то, что я нашел себя, а именно — создал свой метод игры и технику игры на кахоне, который сегодня — единственный в мире способ изобразить полную ритмическую палитру. Но кахон у меня не простой, а необычный — «тюнингованный», я бы так сказал. Вы можете услышать и увидеть это чудодействие на моих концертах. Я считаю для себя успехом и то, что работаю с такими народными артистками Украины, как Ирина Билык и Мария Бурмака.
— На концертах вы исполняете также азербайджанскую музыку. Как ее воспринимает неподготовленная, надо полагать, публика?
— Да, родную музыку я играю очень часто и много, и публика воспринимает очень и очень тепло, можно сказать, восторженно.
— Какие музыкальные произведения, исполненные на перкуссии, наиболее ярко отражают дух Азербайджана?
— Наша музыка, будучи глубоко душевной и гармоничной, удивительным образом может сочетать разрывные ритмы с поверх несущимся бархатным мугамом, а таких композиций может быть очень много!
— Любите ли музыкальные эксперименты?
— Да, очень люблю и постоянно экспериментирую, что весьма способствует саморазвитию.
— Какую музыку предпочитаете слушать на досуге? Что вам близко из современной музыки, какие направления, какие музыканты?
— Я люблю слушать джаз и этническую музыку, но одновременно слушаю и много другой интересной музыки. Для меня не столь важен жанр или стиль как качество исполнения, и сегодня очень много музыкантов, которые вдохновляют своим искусством. Сейчас, например, я увлечен акустическим проектом Shakti (группа, созданная в середине 70-х легендарным британским гитаристом Джоном Маклафлином, объединяла индийскую музыку с элементами джаза. — Ред.), да и вообще каждый день стараюсь черпать что-то новое, и не обязательно из современного, так как 20 лет назад люди играли музыку не хуже.
— Кого из современных перкуссионистов вы считаете лучшим? Кто самый любимый?
— В мире очень много классных перкуссионистов, назову своих учителей, которые для меня лучшие — это Misirli Ahmet, Israel Suarez, Rhani Krija, ну и отдельно укажу человека, у которого вскоре я планирую учиться — это Giovanni Hidalgo.
— Есть ли у вас в планах выступить с концертом в Баку?
— Так получилось, что европейские страны более заинтересованы в проектах, в которых я участвую, чем Азербайджан, поэтому я в основном выступаю в Европе, но концерт в Баку для меня стал бы приятным событием.Братья Агабейли — Орхан и Ширхан — уникальные в своем роде музыканты. Оба универсалы, и оба добились больших успехов каждый на своем поприще. Орхан — барабанщик, перкуссионист, виртуоз игры на барабане дарбука, создатель собственной школы игры на перкуссии. Родился в Баку. В своей игре виртуозно комбинирует восточные, африканские, латинские и джазовые ритмы, используя перкуссионные инструменты как арсенал для создания выразительных соло со сложной полиритмией, используя традиционные для музыки Востока комбинации различных размеров и ритмических рисунков. Ширхан — виртуозный басист и певец, в исполнении которого джаз сочетается с тюркскими и средиземноморскими музыкальными традициями. Бас в его руках становится многофункциональным и многотембральным инструментом. В своих ориентальных импровизациях Ширхан достиг особой красоты и мастерства. Сложные ритмы, джазовые гармонии и азербайджанский мугам составляют неповторимый стиль этого яркого самобытного музыканта.
Азербайджанские известия.- 2015.- 1
августа.- С.- 1