Мир-Алекпер АГАСИЕВ, фотограф, заслуженный работник культуры: «Мне было легко работать с известными людьми»

 

Мир-Алекперу Агасиеву удалось заснять для истории немало известных личностей — Рашида Бейбутова, Микаила Абдуллаева, Ниязи, Арифа Меликова, Омара Эльдарова, Таира Салахова, Гусейна Aлиeва, Тогрула Нариманбекова, Эльмиру Шахтахтинскую, Наби Хазри, Сулеймана Рагимова, Насибу Зейналову. Он автор многих фотоальбомов, фотокниг, плакатов, открыток, календарей и почтовых марок, участник ряда международных выставок. Недавно известному мастеру фото было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры. С Мир-Алекпером АГАСИЕВЫМ побеседовала корреспондент «Азербайджанских известий» Самира КЯЗИМОВА.

— Вы посвятили фотографии всю свою жизнь. Мечтали стать фотографом с детства?

— Я родился и вырос в Баку. Папа Фахраддин Агасиев был инженером-химиком, мама Тахмина ханым — биологом по образованию. Я был не единственным ребенком в семье. Мой старший брат Масуд стал инженером и до сих пор он для меня — самая надежная опора и поддержка. В детстве я часто просил маму отвести меня в столичный универмаг. Как только я попадал туда, бежал мимо отдела игрушек туда, где продавалась фототехника. Меня сюда как магнитом тянуло. Я любил рассматривать массивные фотоаппараты и объективы. Родители, заметив мой интерес, подарили мне достаточно дорогой по тем временам аппарат «Зоркий-5». Мне было тогда 10 лет. И я принялся фотографировать все подряд. Снимал соседей и просто прохожих, дома, памятники, море… Через некоторое время мама записала меня в фотостудию при Дворце пионеров, где я научился управляться с химикатами, проявлять и печатать снимки. Я учился в школе №190 и был непоседой. Часто прогуливал вместе с друзьями уроки. В то время директором школы была известная своей строгостью Сона ханым Тагиева. Устав читать нам воспитательные лекции и бороться с нашими прогулами, она установила на все окна первого этажа надежные решетки.

— Расскажите о своем первом снимке, напечатанном в вечерней газете «Бакы». Как школьнику удалось попасть на страницы известного столичного издания?

— Это был снимок кинотеатра «Низами». Однажды я решил показать свои фотографии редактору газеты «Бакы» Насиру Имангулиеву. Он посмотрел мои снимки, выбрал несколько штук и попросил на оборотной стороне карандашом написать имя и фамилию. Решив, что Мир-Алекпер Агасиев звучит как-то «по-стариковски» и несовременно, я сократил свое имя до Алекпера Агасиева. Под этим именем меня и узнали читатели. Спустя десятилетия я решил «вернуть» в творчество свое полное имя и уже в 2010 году получил национальную премию «Хумай» и премию имени Гасана Зардаби Союза журналистов Азербайджана на имя Мир-Алекпера Агасиева.

— Гонорар-то за свою первую работу получили?

— Конечно. Помню, как я гордился, когда получил свой первый гонорар за напечатанный в газете снимок — 3 рубля! Мне было приятно, что мою работу оценили и увидели читатели.

— Вы были знакомы с великим Рашидом Бейбутовым и часто снимали его во время концертов и за кулисами. Расскажите о своем знакомстве.

— С самых юных лет я обожал спектакли и концерты. Билеты в то время были дешевыми — 30 копеек, и я вечерами пропадал в Азербайджанском драмтеатре и Театре песни. Билетеры уже знали меня в лицо и иногда пропускали бесплатно на спектакли. Однажды я увидел концертную афишу открытия Театра песни Рашида Бейбутова. Мне нравился его голос, и я решил во что бы то ни стало увидеть его воочию. Билеты на концерт были уже все распроданы, но мне удалось уговорить билетера пропустить меня в зал бесплатно. Я нашел одно свободное место на галерке. Конечно же, выступление Рашида Бейбутова произвело на меня неизгладимое впечатление. После концерта я побежал к служебному выходу, чтобы взять автограф у любимого артиста. Когда я увидел Рашида Меджидовича, выходящего из театра, то встал как вкопанный. «Nя istяyirdin, bala?» — по-отечески подозвал меня Рашид муаллим. Я попросил его расписаться на театральной программке и до сих пор храню его автограф. Он стал расспрашивать меня, кто я и где учусь. Так произошло наше знакомство. С того дня я стал частым гостем в Театре песни. Фотографировал каждый концерт и спектакль. Но особенно мне нравилось снимать Рашида Меджидовича вне сцены. Он был невероятно лучезарным и душевным человеком, очаровывал всех с первой минуты знакомства. Знаете, в моем становлении как личности кроме родителей сыграли роль четыре человека, с которыми я был близко знаком, — певец и артист Рашид Бейбутов, художник Микаил Абдуллаев, председатель Союза журналистов Гаджи Гаджиев и поэт-публицист Наби Хазри. Дружба с каждым из них повлияла на мое мировоззрение. У меня остались самые теплые воспоминания об этих великих людях.

— Ваши фотографии выставлялись во многих странах мира.

— В разное время я сотрудничал с издательством «Ишыг», Союзом журналистов Азербайджана, компанией BP. Мои снимки публиковались в журнале «Советское фото», а также в азербайджанских изданиях — журналах «Азербайджан гадыны», «Улдуз», «Каспиан», «Azerbaijan International», «Контакт», в газетах «Адабиййат вя инджясянят», «Бакинский рабочий» и других, в том числе и в «Азербайджанских известиях». В 2001 году созданный мною фотопортрет Саттара Бахлулзаде завоевал Гран-при Первого международного фотоконкурса в Лондоне. Кстати, в советское время эта необычная, чисто художественная работа на протяжении 30 лет так и не получила должной оценки. Моя первая зарубежная выставка состоялась в Румынии, куда меня пригласила румынская Ассоциация фотографов. Потом были Польша, Германия, Куба, Голландия и другие страны. В 1982 году Союз журналистов Азербайджана дал мне туристическую путевку в Испанию. С фотоаппаратом наперевес я объездил всю Испанию. Мне хотелось запечатлеть на пленку каждую минуту, каждый момент. Во время той поездки я сделал более двух тысяч снимков. По возвращении домой два года отбирал лучшие снимки, которые вошли в мою персональную выставку «По Испании», которая состоялась в Баку, в Доме дружбы в 1985 году. Помню, на выставку приехал близкий друг Наби Хазри — Расул Гамзатов, которому очень понравился снимок под названием «Фламенко». Эту работу я подарил Расулу Гамзатовичу в память о себе.

— В вашей коллекции фотопортреты самых известных людей Азербайджана. Легко ли было работать с такими неординарными личностями?

— Легко. Все они профессионалы своего дела, и для всех позировать перед фотокамерой было не в новинку. Мне было приятно работать со всеми, с кем мне довелось познакомиться, — Рашид Бейбутов, Ниязи, Микаил Абдуллаев, Ариф Меликов, Омар Эльдаров, Таир Салахов, Гусейн Aлиeв, Тогрул Нариманбеков, Эльмира Шахтахтинская, Наби Хазри, Сулейман Рагимов, Насиба Зейналова, Гаджи Гаджиев и многие другие.

— С появлением цифрового фотоаппарата стало ли легче работать фотографам? Или все же не хватает «пленки»?

— Конечно, «цифра» упрощает работу, облегчает процесс обработки фотографии, ее «производство на свет». Но страдает качество снимка. Качество фотографии, снятой на пленку, составляет 100%. Когда работаешь с цифровым фотоаппаратом, качество снимка снижается до 36% и ниже. В наше время фотоискусство стало общедоступным. С одной стороны — это хорошо, а с другой — плохо. Каждый, кто приобретает себе фотокамеру, сразу же считает себя профессиональным фотографом — открывает страницу в Интернете и организует персональную фотовыставку.

— Над чем работаете сейчас?

— Планирую открыть сразу две персональные выставки — «Амстердам. 30 лет спустя» и «Баку и бакинцы». В первой представлю фотографии, сделанные во время поездки в Нидерланды в 1987 году. Экспозицию, посвященную бакинцам, отбираю из огромного количества фоторабот, снятых за все годы моего творчества.

Самира Кязимова

Азербайджанские известия.- 2015.- 6 августа.- С.- 1