Улдуз ГАШИМОВА, директор Института физиологии НАНА: «Азербайджан является одним из редких регионов мира, где долгожительство представлено как популяционный феномен»

 

В конце июля в Институте физиологии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) стартовал международный исследовательский проект по медико-биологическому исследованию популяций с высоким индексом долголетия. В нем принимают участие не только ученые из Азербайджана, но и их зарубежные партнеры. Об этом и о многом другом корреспонденту «Азербайджанских известий» Галие АЛИЕВОЙ рассказала директор Института физиологии НАНА доктор биологических наук Улдуз ГАШИМОВА.

 

- Как давно ваш институт сотрудничает с зарубежными учеными-геронтологами? Какие совместные проекты уже реализованы?

 

 - В 80-е годы прошлого века в рамках советско-американского академического проекта по изучению феномена долгожительства, в котором участвовали Институт геронтологии АМН бывшего СССР (в настоящее время Институт геронтологии АМН Украины), Институт антропологии МГУ им. М.Ломоносова и Институт человека США, было проведено комплексное медико-биологическое и социально-этнографическое исследование населения ряда районов нашей страны. Наш институт являлся не только непосредственным участником этих исследований, но и координатором проекта в Азербайджане. Результаты этих работ, опубликованные в ряде статей и сборниках, имели большой резонанс в научных кругах. К сожалению, в связи с развалом бывшего СССР работы в рамках этого уникального проекта были прерваны и, начиная с 1992 года, популяционный аспект долгожительства разрабатывался в весьма ограниченном объеме силами только небольшой лаборатории нашего института.

В конце прошлого года мы подписали договор о возобновлении академического сотрудничества с нашими украинскими коллегами. Одновременно активно обсуждаем перспективы совместных исследований с другими ведущими геронтологическими центрами. В частности, у нас завязываются весьма интересные контакты с Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронтологии, которым руководит профессор Владимир Хавинсон, член-корреспондент Российской академии наук и академик Национальной академии медицинских наук Украины, до недавнего времени возглавлявший Европейскую ассоциацию геронтологии и гериатрии. Профессор Хавинсон является заслуженным изобретателем РФ, автором 200 изобретений и патентов, шесть из которых зарегистрированы как лекарственные препараты. Недавно он с супругой, также известным ученым, профессором Светланой Трофимовой побывал в нашем институте. По его словам, наш регион давно вызывает у него интерес.

 

- Не только у него - судя по тому, что в работах в южной зоне страны участвуют и другие ваши партнеры?

 

 - Совершенно верно. В последних числах июля в Лянкяран выехал первый медико-биологический отряд, в составе которого наряду с нашими специалистами работает и группа ученых из украинского института под руководством его директора, академика Владислава Безрукова. Научная программа проводимых работ весьма обширная и включает не только оценку статуса здоровья в исследуемых группах населения, но и определение ряда биохимических показателей, характеризующих состояние различных систем организма, полноту выполняемых ими функций. Хочу особо отметить формат этих исследований, который по-своему уникален, поскольку все обследования ведутся параллельно в двух выборках населения. Первую составляют сами долгожители (согласно общепринятой практике, это люди в возрасте 90 лет и старше) и их ближайшие родственники. Вторую, так называемую случайную выборку, - представители семей, где не отмечены случаи долгожительства. Думаю, что результаты будут весьма интересными.

 

Кроме того, в апреле нынешнего года в Астане проходил I евразийский съезд геронтологов, на котором я выступила с докладом об основных результатах геронтологических исследований в Азербайджане и о перспективах дальнейшего развития этого направления в нашей стране. Интерес к ним со стороны моих коллег был огромный.

 

 - Ваши партнеры - это в основном ученые из ближнего зарубежья?

 

 - Пока только из ближнего, но в ближайшей перспективе мы планируем расширить границы нашего сотрудничества, будем работать и с ведущими научными центрами Европы. У нас амбиции, в хорошем смысле слова, очень большие. Сегодня можно работать на международном уровне, зачем же отказываться от этого?

 

 - Улдуз ханым, существует ли общая теория, почему мы стареем и умираем? Есть ли у геронтологии какое-то общее понимание, почему вообще живые существа стареют? По мнению некоторых ученых, это может быть эволюционной расплатой за что-то.

- Я не согласна с утверждением, что старость - это эволюционная расплата. Существует мнение, что трудности при родах - это тоже расплата за то, что человек "посмел" подняться с четвероногого положения. Можно много спекулировать по этому поводу. А истина в том, что любая живая система может видоизменяться, переходить из одной формы в другую, но существовать вечно не может. Смерть - это естественный процесс, закодированный в наших генах. Каждый биологический вид имеет свой, отмеренный ему природой, жизненный ресурс. В отношении человека, как биологического вида, предполагается, что продолжительность его жизни составляет примерно 120 лет. Данные о людях, преодолевших 120-летний рубеж, пока не получили четкого документального подтверждения.

 - То есть, если бы не было смертей, планета не выдержала бы?

 

 - Безусловно, ресурсные возможности планеты Земля не безграничны. Здесь невольно приходят на память всем нам известная теория мальтузианства и пугающие прогнозы о перенаселенности планеты. Однако в современном мире происходят серьезные демографические сдвиги и делаются совершенно другие прогнозы. Сегодня демографическую картину мира определяют две основные тенденции: первая заключается в том, что неуклонно растет средняя продолжительность жизни. Соответственно, в возрастной структуре населения неуклонно возрастает доля категорий, включающих лиц старше 60 лет, особенно лиц, перешагнувших столетний рубеж. С другой стороны, резко падает рождаемость. Согласно прогнозам ООН, в ближайшие 40-50 лет население планеты будет увеличиваться уже не за счет рождаемости, как это происходило раньше, а главным образом благодаря тому, что люди будут жить дольше. В последующие десятилетия в мире ожидаются существенное замедление роста народонаселения, а затем значительное его сокращение. В частности, сравнительно недавно в престижном научном журнале Nature были опубликованы данные, согласно которым к концу нынешнего века ожидается сокращение населения планеты, которое уже к середине следующего века будет составлять только половину сегодняшней его численности.

народонаселение по форме напоминало пирамиду, основание которой составляли дети до пяти лет, а на вершине находились 70-80-летние. Сегодня в развитых странах численность 5-летних и 45-летних примерно одинакова. Согласно прогнозам, в недалеком будущем тех, кому за 80, будет примерно столько же, сколько детей младше 5 лет. Иными словами, пирамида народонаселения постепенно превращается в прямоугольник. Подобные демографические тенденции, которые особенно характерны для развитых стран с высоким индексом человеческого развития, в той или иной степени прослеживаются практически во всех регионах мира. Различия касаются только темпа и скорости процесса демографической трансформации.

 - Чем объясняется такая трансформация пирамиды?

- Все очень просто. Люди стали дольше жить благодаря новым технологиям, правильному образу жизни, современным лекарственным препаратам, которые позволяют успешно бороться с хроническими заболеваниями, с которыми ассоциируется старость. Одновременно снижается рождаемость, даже в таких традиционно многодетных странах, как Индия и Пакистан. Существует так называемый порог воспроизводства населения. Для того чтобы его обеспечить, среднестатистическая семья должна иметь как минимум двоих детей. Однако сегодня в Японии среднестатистическая женщина имеет лишь 1,25 ребенка, в Австрии -  1,5, в Иране - 1,75, что достаточно лишь для того, чтобы "воспроизвести" себя, но не супруга. Указанная тенденция, характеризующаяся рождаемостью ниже порога "воспроизводства", отмечается сегодня в более чем 60 странах мира, включая три юго-восточные. Это Южная Корея, Тайвань и Сингапур, в которых в ближайшие 15 лет ожидается уменьшение общей численности населения. И если эта тенденция останется в силе, то нам всем надо думать и беспокоиться не о перенаселенности планеты, а о глобальном старении населения планеты. Специалисты уже определили это как феномен "седеющей" планеты.

Галия Алиева

Азербайджанские известия.- 2015.- 15 августа.- С .- 1