Письма из прошлого
Премьера нового фильма Октая Мир-Гасыма в Израиле имела
большой успех
На днях при поддержке Фонда Гeйдapа Aлиeва, Министерства культуры и туризма в Азербайджана, посольства Израиля в Азербайджане и Управления абсорбции муниципалитета города Афула в Азербайджанском культурном центре Международной ассоциации Азербайджан — Израиль (АзИз) состоялась премьера художественного фильма «Умри отмщенным. Письма из прошлого», снятого известным азербайджанским кинорежиссером, народным артистом Азербайджана, лауреатом национальных и международных премий Октаем Мир-Гасымом, специально прибывшим на эту церемонию из Баку.
На премьеру съехались зрители из многих израильских городов, в церемонии, естественно, участвовал и написавший к фильму музыку живущий в Израиле композитор Эльмар Фель — сын выдающихся бакинцев — главного психиатра Азербайджана Мирона Феля и замечательного композитора Эльмиры Назировой, к сожалению, недавно ушедших из жизни.
По окончании просмотра Октай Мир-Гасым ответил на вопросы зрителей и рассказал о том, как складывался непростой сюжет ленты, как шла работа над картиной, в которой, помимо Феля, принимали участие Николай Ивасив (главный оператор), Важа Джалагания (главный художник), немецкий актер Дитер Хайлефорден и многие другие, общими усилиями которых создавался фильм, приглашающий разгадывать и интерпретировать его затаенный смысл, чтобы за показанными событиями увидеть историю, оставившую глубокий след на века, и много такого, о чем нельзя забывать.
Широко известно, что в центре Азербайджана, возле древней Гянджи, в какое-то время располагалось немецкое поселение Еленендорф, историю которого с интересом изучают специалисты. Но было бы ошибкой предположить, что поводом для фильма Октая Мир-Гасыма послужили события депортации представителей этого народа в 1941 году в связи с началом войны с фашистами.
Отчасти складывались в цепочку впечатления детства, когда отец режиссера, выдающийся ученый, первый президент Национальной академии наук Азербайджана Мир Асадулла Миркасимов, в дореволюционные годы получивший образование в Германии, считал неотъемлемой частью образования изучение иностранных языков и приглашал в дом для каждого из пяти сыновей учителя-немца… Отчасти проглядывает неподдельный интерес к судьбам пострадавших от тоталитарной системы отдельных граждан и целых народов.
В центре фильма — обаятельный немецкий артист Ульрих Рехенбах, играющий роль Рихарда Брауна. Юноши, которому дед, живущий в Германии уроженец Еленендорфа, обещает подарить на свадьбу бензозаправочную станцию, если он, отложив на время занятия любимым бизнесом, безотлагательно отбудет в Азербайджан для исполнения комплекса странных и бессмысленных, как говорится, экзотических поручений.
Интригующая зацепка — разве нет? Тем более что выполнить причуду деда Рихарду оказалось не по зубам. Юноша попадает в сказочный край богатой природы и прекрасных людей, у которых так многому научился, чтобы уехать другим, переродившимся под влиянием этих переполнивших душу впечатлений человеком. Теперь ему просто не хватает цинизма, чтобы исполнить задание вздорного предка. Почему? Да потому, что под влиянием обретенных друзей, с честью выдержав испытания, показ которых наполняет картину драматизмом, позволяющим стать добрее, великодушнее и чище.
Гарантом интереса публики априори есть ее встреча с героями таких актеров, как Рамиз Азизбейли — в роли Салмана, олицетворяющего истинного носителя азербайджанской добропорядочности, верности дружбе, умения ценить традиции предков и быть авторитетным для молодых. Как обаятельная, умная актриса Аян Миркасимова, умеющая неброско, с достоинством показать нашу современницу внутренне богатым, готовым с большим чувством юмора преодолевать трудности человеком.
А в целом… Думается, это фильм о пути. О пути к постижению лучших их общечеловеческих истин. О любви к своей истории, которая не может пройти бесследно и как опора помогает выстоять даже в век прагматических устремлений. Важно отметить, что в картине органично звучит самая актуальная для международного кинематографа тема коммуникаций, многообразных связей субъектов мирового сообщества. Звучит тем более искренне, что не стала элементом умозрительной задумки или одной из глав сценарного плана, а выплеснулась как часть естественных, на генетическом уровне впитанных и неизменно волнующих ощущений.
Фильм по праву воспринимается как событие в культурной жизни. И главным здесь представляется то послевкусие, которое еще очень долго сопровождает после сеанса. Сопровождает, не просто приглашая в прошлое, в те времена, о которых нынешнему молодому поколению никак нельзя забывать, — такие попытки редко дают желаемый эффект. Оно буквально влечет, возвращает к экранному видеоряду, чтобы постепенно, не сразу распознавать, о чем эта лента.
И, по-моему, главное для автора сценария и режиссера-постановщика нового фильма Октая Мир-Гасыма — не просто рассказать об исторических событиях, которые развели по далеко отстоящим друг от друга уголкам планеты представителей разных национальностей и — по сути — земляков. Это с большой ответственностью проявившееся мастерство непростого выбора, мировоззренческая потребность и творческое кредо. То, от чего не слишком сложный сюжет обретает силу, позволяющую героям да и зрителям пройти по сложным своей судьбоносной наполненностью кадрам.
Галина МИКЕЛАДЗЕ
Азербайджанские известия.- 2015.- 26
августа.- С.- 3