Не спешите с выводами
Поддержка национальной валюты — не
выбор, а необходимость
Стабильность национальной валюты — особенно в нынешние времена — стала одним из ключевых индикаторов здоровья экономики для населения. Все мы читаем новости и видим, что происходит в соседних странах, в частности в России, Грузии, Казахстане: курсы рубля, лари и тенге заметно изменились в последние несколько месяцев. В Азербайджане тем временем ситуация остается стабильной: манат не только не упал по отношению к доллару, но и даже укрепляется (к европейской валюте).
Достигается это за счет действий Центрального банка страны. Регулятор успешно противостоит негативным трендам в регионе, связанным с падением рубля и снижением цен на нефть, — именно поэтому курс маната если и колеблется, то не выходит за рамки 0,784 AZN за 1 доллар США.
И если с падением нефтяных котировок все понятно, то косвенное влияние рубля на манат все же наблюдалось. В декабре кризис, произошедший в России и соседних странах, из-за которого резко снизились курс рубля, а также курс национальных валют других стран, оказал психологическое влияние на валютный рынок Азербайджана.
В результате в декабре прошлого года в стране увеличился спрос на доллар, что заставило ЦБА принимать меры. В январе-ноябре 2014 года Центробанк для предотвращения резкого укрепления курса маната по отношению к доллару выкупил с валютного рынка страны $1,27 млрд, а в декабре выступил с интервенциями на $1,127 млрд, победив в борьбе за стабильность нацвалюты.
Разумеется, это не могло не сказаться на объеме резервов регулятора: тренд на их снижение наблюдался всю вторую половину прошлого года — как раз тогда начала падать нефть, утянувшая (вместе с санкциями Запада) за собой российский рубль, который и повлиял на спрос на доллары внутри Азербайджана. Так, по данным ЦБА, на конец января валютные резервы составили $12,68 млрд. При этом буквально за месяц ЦБА потратил больше одного миллиарда долларов — тренд, как видим, сохраняется.
Вот вопрос, который, пожалуй, вертится в головах у многих: «Зачем тратить такие деньги на поддержание курса, ведь легче его отпустить и сэкономить?». И действительно, зачем? Ведь, на первый взгляд, резервы на то и резервы, чтобы их сохранять и наращивать. С другой стороны, резервы — это тот буфер, который накапливается как раз на случай проблем, которые нужно будет решать. В кризис 2008-2010 годов, который, по большому счету, так и не затих до сих пор, Центробанк ежедневно тратил десятки миллионов из собственных резервов на то, чтобы манат оставался стабильным. И регулятору это удалось: страна вышла из того кризиса с минимальными потерями. Так стоит или не стоит тратить резервы? Безусловно, лучше держаться подальше от любых крайностей, но в условиях, когда ситуация позволяет поддерживать национальную валюту, это скорее не выбор, а необходимость. Достаточно посмотреть на ситуацию в России: ЦБ РФ отказался от практики валютных интервенций, «отпустив» рубль в свободное плавание. Это привело и к «черному вторнику», когда доллар и евро взлетели до 80 и 100 рублей соответственно, и — самое главное — к резкому скачку инфляции. Первый зампред Банка России Ксения Юдаева, как сообщает «Коммерсант», заявила накануне, что пик девальвационных ожиданий практически пройден. По ее словам, ЦБ прогнозирует экономическую стабилизацию в следующем году. По ее словам, высокая инфляция в январе — 15% отчасти спровоцирована скачком цен в минувшем декабре. В целом Банк России ожидает стабилизации экономики уже в 2016 году. По прогнозам Минэкономики РФ, в текущем году инфляция составит 12,2% при среднегодовой цене на нефть $50 за баррель. Вдумайтесь на секунду. Только в январе инфляция в РФ составила аж 15%. Это без учета роста цен во второй половине прошлого года, только с начала нынешнего. Для сравнения, в Азербайджане за весь 2014 год инфляция «поднялась» лишь до 1,4% — в десять раз меньше, чем в России за один только январь. Это и есть лучший ответ на вопрос о том, правильно ли поступает ЦБА, поддерживая стабильность национальной валюты.
Эмин AЛИEВ
Азербайджанские известия.- 2015.- 12
февраля.- С.- 2