Кямран ШАХМАРДАН, режиссер: «Не спорю, был кризис, огромный кризис, но сейчас
налицо большие сдвиги»
Кямран Шахмардан родился в Баку, учился в Стокгольме, живет и работает в Финляндии и Эстонии, руководит театром-фестивалем White and blac (Белое и черное), ставит спектакли в Азербайджане, Финляндии и России. Сейчас в Баку завершает работу над художественным полнометражным фильмом «Убийца», снятым по одноименной пьесе народного писателя Азербайджана Эльчина. Такая вот судьба — очень насыщенная, интересная, хотя и непростая. О себе и своем творчестве Кямран ШАХМАРДАН рассказал в интервью 1news.az.
— Итак, расскажите, пожалуйста, о вашем новом фильме.
— Картина сделана в жанре трагедии. История об одиночестве, предательстве, жертве. Мне кажется, что такое камерное и, скажем сразу, малобюджетное кино будет весьма востребовано. В одном действии разворачивается жизнь героев. И ничто не мешает зрителю сконцентрировать свое внимание на их трагической истории. Фактически действие фильма проходит в одной комнате.
Мне нравится, когда актер, а вместе с ним и мироощущение, и человеческие качества его героя выходят на передний план. С предварительным монтажом фильма уже знакомились эксперты, были получены лестные отзывы. Мне кажется, та задача, которую я поставил перед собой, процентов на восемьдесят выполнена. Картина сейчас проходит стадию постпродакшн. Я думаю, это та картина, та история, которую не часто встретишь. Ведь фильм снимался не только, скажем, под фестивали, это человеческая история, тем и интересна.
Эту же пьесу я ставил пять лет назад в Санкт-Петербурге, в театре «Балтийский дом». И спектакль до сих пор идет, он в репертуаре театра, и, насколько мне известно, а я периодически переписываюсь с актерами, аншлаг при каждом показе. Сама история очень интересна — она о женщине, уже не молодой, и о молодом парне, об их изначально несчастной любви, которая разворачивается очень трагично.
— Состав съемочной команды?
— Это совместная грузино-финско-азербайджанская картина. В качестве заказчика фильма выступило Министерство культуры и туризма Азербайджана. К работе над ним были привлечены грузинский оператор Михаил Магалашвили, а также ведущие артисты грузинского театра и кино Эка Чхеидзе и Аполлон Кублашвили. Вы не поверите. Фактически весь фильм был отснят за 17 дней. Съемки проходили в Тбилиси в старом городе.
— И когда состоится премьера картины?
— Я думаю, до конца года. В Министерстве культуры и туризма Азербайджана также видели предварительный монтаж фильма, было много положительных откликов. Моя Black and White Studio участвует в завершении данного проекта, где неоценима роль моей супруги Катри.
— По вашему мнению, будет ли успешным проект?
— Каждый режиссер хочет, чтобы его картина достучалась до зрителя. Хочется также, чтобы и фестивальную жизнь прожила. Но прежде всего она предназначена для массового зрителя. Кстати, самому Эльчину тоже понравилась наша работа. Его зацепила актерская работа. Грузинская актерская школа очень сильная.
— Есть ли у вас новые задумки?
— Есть, и довольно интересные. Но заранее не хотелось бы говорить о них. В планах — желание сделать полнометражное кино, осуществить театральные постановки. Мне очень много пишут, зритель ждет новых премьер от меня. Надеюсь не разочаровать своих зрителей.
— Вы хоть и живете в Финляндии, но много путешествуете. Не оторваны ли вы от Азербайджана?
— Я сменил место жительства, но не ощущаю того, что уехал из Азербайджана. Я всегда имею возможность приехать на родину и так часто бываю здесь, что не успеваю почувствовать ностальгию. Я никогда не отказывался от своих корней, никогда не захлопывал эту дверь. Я — гражданин Азербайджана и горжусь этим.
Я так понимаю, азербайджанец должен уметь сохранить в себе свои корни, где бы он ни был. В моем случае моя родина — это еще и моя дочь, с которой общаюсь на родном языке. И вовсе не обязательно жить в Азербайджане, чтобы быть азербайджанцем. Дочку периодически привожу в Азербайджан. Она очень любит проводить время с бабушкой, которая уже научила ее многому, к примеру, как готовить. Дочку зовут Чинара, ей 14 лет. Прекрасно учится в школе с английским уклоном, уже говорит на пяти языках. Занимается балетом, живописью, и я, наблюдая, как растет и цветет мой ребенок, испытываю от этого огромное удовольствие.
— Вы наблюдаете за тем, что происходит в отечественной киноиндустрии?
— Мне кажется, что киностудия «Азербайджанфильм» начинает постепенно возрождаться. Есть очень много позитивных событий, дающих надежду на будущее. Сейчас уже много молодых режиссеров, которые пришли в кино. Словом, наша киноиндустрия возрождается, и слава Богу.
Я всегда считал, что оптимист — это хорошо информированный пессимист. Так вот я оптимист. Я работал во многих странах, знаю, какой огромный в Азербайджане потенциал. Надо уметь его использовать. Считаю, что перспективы у азербайджанского кино весьма обнадеживающие. Важно, чтобы наше кино нашло свое лицо, что сейчас и происходит. Не спорю, был кризис, огромный кризис, но сейчас налицо большие сдвиги. Дорогу осилит идущий, надо просто идти и делать свою работу.
— Многие ностальгируют по старому Баку, а вы?
— Мне нравится нынешний Баку, он не похож на тот, который мы помним в прошлом. Баку стремительно развивается, меняется и его облик. Кстати, у меня есть идея сделать фильм-воспоминание о старом Баку. Сейчас вместе со сценаристом ведем работу в этом направлении.
— Однажды вы сказали: «Режиссурой нужно заниматься после 40 лет, когда уже есть что-то, что потерял, когда почувствовал успех, когда почувствовал боль разлуки, любовь. Поэтому профессия режиссера очень сложна, она, так сказать, на вырост»…
— Зритель всегда чувствует, если то, что ему показывают, не прожито, не прочувствовано. Зритель сразу распознает фальшь… Профессия режиссера — это образ жизни, образ мышления. Я, к примеру, не смогу без нее. Иногда мне кажется, что кроме меня это никому не нужно. Но когда я заканчиваю работу и довожу материал до зрителя, то вижу: нет, люди смотрят, им нравится, они благодарят меня. И это приносит огромное удовлетворение.
Я прожил очень интересную и сложную жизнь. Много чего потерял, быстрее своих друзей поседел. Но я не жалуюсь, я с 6 лет в кино, снялся в десяти картинах. Довелось встречаться с очень талантливыми режиссерами. То, чего я добился в жизни, было сделано с огромным трудом. В чужой стране я создал театр, занимаюсь преподаванием, снимаю фильмы, провожу международный театральный фестиваль, который уже получил статус государственного. И благодарен Богу за то, что дал мне такую интересную жизнь. К себе же я отношусь с большим юмором. Иногда мне кажется, что я понимаю что-то в театре, иногда мне кажется, что я полный профан. Мне немного сложно объяснить это, потому что профессия режиссера — это профессия рассказчика. Не всегда то, что ты рассказываешь, может быть интересно зрителям. Надо прожить жизнь, чтобы иметь опыт, чтобы было откуда черпать то, чем будешь делиться со зрителями.
— Пару слов о проводимом вами театральном фестивале White and black.
— Концепция фестиваля — театр без границ. Наш город Имантра выделил нам деньги на новый театр. Пока идет строительство, и поэтому в этом году спектакли проводились в культурном центре под открытым небом. Акцент был сделан на уличные спектакли, цирковые представления, пантомимы, модерн-балет. Наш фестиваль — это визитная карточка нашего города. Нам удалось взрастить уже целое поколение любителей театра. Сам фестиваль проводится уже на протяжении 12 лет. Со следующего года фестиваль White and black будет работать в течение всего года. Осенью будем делать кукольные спектакли для детей и взрослых. Зимой — ставить балет и модерн-балет, весной у нас будут моноспектакли и драма. А летом все то, что с большим интересом смотрелось бы целый год. Это все мы сможем сделать в нашем новом театре, с новыми сценами, с новой аппаратурой.
Я с удовольствием делал бы все это в Азербайджане. У меня много энергии, и я готов работать. Лишь бы это было нужно, лишь бы люди были заинтересованы в этом.
Азербайджанские известия.- 2015.- 11
июля.- С.- 1;3